Неформальные отношения: Владимир Немухин и Лидия Мастеркова в Музее современного искусства
О выставке
Первая в России столь объемная ретроспективная выставка Владимира Немухина – одного из самых ярких представителей нонконформизма.
В свое время Немухин был отчислен из знаменитой Суриковки за увлечение абстракционизмом, который прямо противоречил принципам единственного официально принятого направления в советском искусстве – соцреализма. В середине 1950-х художник познакомился с Оскаром Рабиным и примкнул к неформальному объединению «Лианозовская группа», участники которой в 1974 году организовали знаменитую «Бульдозерную выставку» на пустыре в Беляеве: акция была жестко подавлена милицией с привлечением поливальных машин и бульдозеров, отчего получила свое название и приобрела особое символическое значение для истории неофициального искусства. Тогда же, в 1954 году, Немухин встретил художницу Лидию Мастеркову, ставшую гражданской женой художника и его союзником в поиске собственного видения абстрактного искусства в маленькой самодельной студии (на самом деле родители выделили Лидии треть комнаты, отделив ее тонкой перегородкой). Вплоть до расставания в 1968-м Немухин и Мастеркова работали вместе и сильно повлияли на творчество друг друга — поэтому на выставке в ММОМА бывшей жене и художнице выделены три зала.
Владимир Немухин работал практически со всеми возможными видами и техниками в изобразительном искусстве: живописью, коллажами, контррельефами, скульптурой. Его произведения, как правило, асимметричны и многослойны — так в них отразилась Москва, где 89-летний художник живет и работает всю жизнь. Еще один важный мотив, часто встречающийся в творчестве Немухина, — игральные карты, символ таинственной неизвестности и невозможности познания будущего.
Выставка подготовлена куратором Андреем Ерофеевым и ММОМА совместно с Tsukanov Family Foundation и фондом AVC Charity. Она совершенно точно стоит внимания, даже если абстракция — не ваш излюбленный стиль в искусстве.
Владимир Немухин. Грани формализма
Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция