Plaid + Елочные Игрушки
О мероприятии
В клуб Ikra снова приезжает IDM-дуэт Plaid – вместо новой программы авторы умной, теплой и уютной электроники представят свежий видеоарт.
“Умная танцевальная музыка”, или IDM, – это жанр, обладающий всеми признаками техно, отличие только одно – двигаться под него невозможно в принципе. Термин “intelligent dance music” придумали в начале 90-х, а главным оплотом “танцующей интеллигенции” стал британский лейбл Warp. Продуманности в сочинениях его подопечных было более чем достаточно, зато явно не хватало живости (видимо, от большого ума). Часть музыкантов своими пластинками будто бы подчеркивала механичность IDM: например, Aphex Twin с их зубодробильными ритмами или Autechre со своими холодными звуковыми ландшафтами. Plaid, напротив, всегда старались делать техно с человеческим лицом. Само их название, для русского уха звучащее почти как “плед”, вызывает ассоциации с чем-то уютным, теплым и клетчатым. Музыка у тандема Эда Хэндли и Энди Тернера выходила такая же – бубенчики позвякивают, детские игрушки весело попискивают, синтезаторы создают приятную обволакивающую атмосферу. На их раннем альбоме “Not for Threes” (1997) в качестве вокалистки гостила певица Бьорк, известная любительница музыкальных причуд и ребяческих выходок.
Постепенно мелодии дуэта трансформировались: при сохранении тех же качеств их композиции стали более прямолинейными и менее хрупкими, а в эмоциональной гамме появились солнечность и веселость, поначалу выглядевшие почти неуместно. Тем временем живьем они стали выглядеть только лучше – не последнюю роль в этом сыграл необычный концертный видеоряд, придуманный и смонтированный художником Бобом Джэроком. Он создал для Plaid совершенно фантастические образы: собрал в единый поток фрагменты фильмов про нашествия инопланетян на Землю, заставку передачи “В мире животных”, рекламные ролики на неизвестном языке и кадры из древних восьмибитных видеоигр. Сами Хэндли и Тернер, подобно другим именитым электронщикам, на сцене абсолютно неинтересны – крутят ручки и жмут на кнопки, склонившись над лэптопами. Но мелькание картинок увлекает и не дает уснуть даже тем скептикам, которые считают техно мертвой музыкой.
Изначально Боб сотрудничал с Plaid только в рамках живых выступлений, но последний альбом “Greedy Baby” (2006) они делали уже как трио: к девяти музыкальным трекам прилагалось большое количество видеоматериалов. В Москве Plaid были уже не раз, и вряд ли их нынешний сет будет сильно отличаться от предыдущего, полгода назад представленного в клубе Ikra. Так что, скорее всего, они едут представить не свежие треки, а новые картинки, и концерт можно смело порекомендовать в первую очередь любителям музыкального видеоарта. К тому же умной музыки у нас и своей достаточно (взять хотя бы российских визави Plaid – питерских “Елочных Игрушек”), а танцевать под IDM никто так и не научился.