А зори здесь тихие… (2014 год)
- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Ренат Давлетьяров
- Длительность
- 100 мин.
- Премьера в мире
- 19 ноября 2014 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Пришлите нормальных бойцов, эти пьют и по бабам гуляют», — жалуется на состав своей зенитной батареи, базирующейся где-то в ленинградских лесах, старшина Васков (Петр Федоров, который играет в основном усами). Просьба оказывается услышана — в подчинение тоскующему по настоящей, не тыловой войне Васкову приходит подразделение непьющее, негулящее — но женское. А вскоре в расположение батареи подтянется и война — в лице дюжины фашистских диверсантов. Старшина отберет пятерых стреляных девиц — и отправится по болотам спасать отчизну.
От всех возможных претензий авторы ремейка одноименного фильма 1972 года Станислава Ростоцкого пытаются откреститься ориентацией на молодое, якобы понятия не имеющее об оригинале, поколение зрителей. Зато, судя по тем нововведениям, которые допускает Ренат Давлетьяров, это поколение умеет воспринимать только военное кино, сделанное на манер «9 роты» или «Сталинграда». Вместо галлюциногенных, пугавших своей предсмертностью не меньше смертей на болоте фантазий героинь Ростоцкого о мирной жизни — псевдореалистические флешбэки (одна из девушек, например, оказывается жертвой репрессий, другая студенткой — а как же иначе с фамилией Гурвич). Вместо ненавязчивого, мужицкого юморка Васкова из оригинала — сжатые от гражданского пафоса федоровские скулы. Вместо коротких, шоковых вспышек смерти посреди лесной тишины — упрощающая, эмоционально дешевая тряска «дорого» снятых перестрелок.
Пафос и экшен — две основополагающие скрепы современного российского военно-патриотического кино — доминируют над всеми иными приемами и жанрами и у Давлетьярова (который, к слову, зато расширил сцену в бане). Иначе, будто бы кажется режиссеру, зритель утомится или, не дай бог, что-то не так поймет, предательски задумается не о могучей силе русского оружия, а об ужасе войны как таковой — и вот это отношение к собственной аудитории, провоцирующее чудовищный в своей патетике финал, раздражает куда сильнее, чем все манипуляции с первоисточником. Конечно, непатриотично забывать о великой жертве предков. Но еще непатриотичнее снимать о ней плохое кино.