Дорога на Берлин (2014 год)
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Лето 1942-го. В Поволжье идут тяжелые, с постоянной сменой линии фронта бои. Отправленный доставить приказ об отступлении в одну из дивизий лейтенант-связист Огарков (Юрий Борисов) теряется в степи, трусит и не добирается до части — из-за чего та попадает в окружение, а Огарков — под трибунал. Конвоировать горе-офицера в штаб, почти наверняка на расстрел, поручено казаху-рядовому (Амир Абдыкалыков), который своего арестанта, понятно, не жалует. Перед степью и войной, впрочем, оба, трус и стоик, русский и казах, быстро оказываются равны.
Повесть писателя-фронтовика Эммануила Казакевича «Двое в степи» была советской прессой раскритикована — за почти библейский символизм и готовность автора сострадать условному предателю. Выпала из военно-патриотического советского канона и вышедшая в начале 1960-х лирическая экранизация Анатолия Эфроса. Пересказывающая тот же сюжет «Дорога на Берлин» историческую несправедливость в некотором роде восстанавливает — хотя бы потому что перекладывает историю о неоднозначности законов военного времени как раз на тот пыльный язык советского соцреализма, в несоответствии которому обвиняли его предшественников.
В самом деле, символизм и неоднозначность первоисточника здесь уступают место сложившейся после оттепели традиции военного кино — лишенным полутонов историям о народном подвиге и мудрости военного начальства. Семидесятническое военное кино «Дорога на Берлин» напоминает и внешне — это старомодное и не экспериментирующее стилистически ретро, и по содержанию — режиссер Сергей Попов обходится без попыток даже эмоционального пересмотра военных событий. Надо, впрочем, отдать Попову должное — он не выпячивает такой частый в современных русских фильмах пафос вечной памяти, вместо этого фокусируясь на паре своих героев, одинаково растерянных, вдвоем застрявших в степи и на войне. А что дорога на Берлин вела и через такие сюжеты, названием можно было бы и не подчеркивать — зритель, которому хватит на этот фильм терпения и вдумчивости, это прекрасно знает и так.