Счастливого Рождества! (2005 год)
Joyeux Noel
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Зимой 1914-го на каком-то неважном участке франко-германского фронта вшивеют с одной стороны немцы в остроконечных стальных шлемах, а с другой французы и союзные им шотландцы. Между траншеями сотня метров, которую утюжат пулеметы. Сверху бьет артиллерия, тела на ничьей земле гигиенично припорошены снегом. Но вот наступает Рождество, шотландцы расчехляют волынки, немцы выставляют на окопы нарядные ели и оперного тенора, враги бросают винтовки, братаются и меняют спиртное на шоколад.
Выкатив эту картину к праздникам, наши прокатчики слукавили она, вообще-то, совсем не о елках. Здесь немного другой смысл: все люди братья и никому не хочется умирать. Когда ровно год назад вышла другая французская картина на антивоенно-патриотическую тему "Долгая помолвка" Жан-Пьера Жене, многие сетовали, что мясорубка-де там условная. Теперь видно, что Жене упрекали зря: "Счастливого Рождества", фильм примерно с теми же сюжетом и заслугами (французский кассовый хит, делегированный на "Оскар"), куда условнее. Он о такой театральной войне, где погибшего товарища никогда не развернут лицом к камере, а вши и окопные крысы, вечные персонажи солдатских анекдотов, не выберутся на экран. Артисты отворачиваются к стене, когда их тошнит от страха, а во всех остальных случаях долго, пронзительно и со значением смотрят вам прямо в глаза. В контексте общего ренессанса умного европейского кино "Счастливого Рождества" это важная картина. Но сказать, что она создает хоть сколько-нибудь праздничное настроение, было бы серьезным преувеличением.