Ловелас
- Режиссер/Постановщик
- Александр Галибин
О спектакле
Инсценировка ранней эпистолярной повести Достоевского «Бедные люди», сделанная известным драматургом Валерием Семеновским.
«Ловелас» — инсценировка ранней эпистолярной повести Достоевского «Бедные люди», сделанная известным драматургом Валерием Семеновским. Макар Девушкин любит Варвару Доброселову и пишет ей письма. Ничего, что они бедны, зато нежны в чувствах. Но жизнь, как водится, всегда подкидывает другие варианты, в миг разрушающие сентименталистскую идиллию.
Спектакль «Табакерки», возможно, ничем не выделялся бы среди среднестатистических камерных постановок русской классики, сводящихся к психологическому пересказу сюжета. Но герои, отвлекаясь друг от друга, постоянно останавливают действие, просят включить свет в зале и обращаются к зрителям то с вопросом — «сколько стоит собрание сочинений Пушкина?», то с предложением изобразить стук дятла или нарисовать на листе бумаге «что-нибудь доброе». Этим навязчивым интерактивом авторы спектакля, кажется, подчеркивают: здесь боятся быть до конца серьезными и лишь играют в Достоевского, как будто закавычивая его. Постоянное обнажение театрального приема в какой-то момент затмевает саму историю, которая и так где-то сокращена, где-то переиначена. Скажем, Девушкин в спектакле сильно помолодел, а в финале, брошенный Варварой, он даже решается сигануть в окошко. Актеры представляют то героев, то играющих их комедиантов, в борьбе за внимание публики выталкивающих друг друга со сцены.
В итоге «Ловелас» получился эскизом на тему о театральной неправде, которая нет-нет да и промелькнет пародийно в спектакле, а, набравшись силы, вообще затмит подлинные переживания героев. Непонятно только, почему для воплощения этой идеи понадобились «Бедные люди». Можно было бы, конечно, выбрать любой другой текст: Пушкина, Гоголя или того же Достоевского — актеры так же охотно показывали бы «театр в театре», а зрители — подсвистывали бы им из зала, изображая птичек в лесу.