Сокровища Запретного города из собрания китайских императоров
О выставке
Выставка китайских сокровищ в Кремле в полной мере удовлетворяет самым фантастическим представлениям о Поднебесной.
Репутация китайского искусства, изрядно подпорченная антикварными и эзотерическими магазинчиками, дешевыми поделками и пестрыми картинками, восстанавливается буквально с первого взгляда на один из 70 бесценных экспонатов выставки. При этом привезенные из Пекинского музея Гугун предметы – лишь остатки прежней роскоши. Самые древние сокровища императорских династий лидер консерваторов Чан Кайши после поражения в гражданской войне в 1949 году увез на Тайвань. С тех пор китайцы не устают требовать их возврата, а Европе удалось на них взглянуть лишь раз, в конце 2003-го на выставке в Бонне, случившейся благодаря мощнейшим усилиям немецкого дипломатического ведомства.
Мы пока не можем похвастать столь крепкой дружбой с Тайванем, зато в России идет год Китая, который уже позволил нам увидеть замечательную Подземную армию древних солдат в Историческом музее. Новая выставка сделана китайцами в ответ на посетившую Пекин коллекцию сокровищ русских царей и почти ей соответствует – по временному промежутку и по стремлению показать традиции и церемонии пышного двора небольшим числом предметов. В Кремле будут сокровища маньчжурской династии Цин (1644-1911): живопись, фарфор, изделия из нефрита, эмалей и лака, наряды, седла, оружие.
Привезли всего понемногу – зато эталонными образцами. Расшитые узорами из драконов и облаков одежды императора, украшенный пионами женский халат – лишь часть сложных многослойных облачений, за правильным употреблением которых наблюдал специальный департамент. Образчики масляной живописи, напротив, удивляют трогательной зависимостью от находок и достижений европейских коллег. Часть экспонатов – например, приспособления для письма, государственные печати, жезлы – кажутся настолько экзотическими, что понять их прикладную роль можно лишь при внимательном чтении каталога. Красота же и тончайшая работа видны каждому.
Кроме личных вещей императоров, их жен и наложниц, гордость музея – их богатейшие коллекции. В благородной династии считалось недостаточным просто заниматься политикой и церемониями: императоры должны были быть гармонично развитыми личностями и владеть всеми знаниями и навыками, доступными их подданным. В том числе языками, поэзией, каллиграфией, живописью. В результате почти две трети собрания Гугуна, около 700 тысяч из миллиона экспонатов, – предметы изящного искусства. В Москве покажут древние бронзовые сосуды с зооморфным орнаментом эпохи Чжоу (1046-771 до н. э.), фарфор и шкатулку из красного резного лака династии (1368-1644).