Гагарин
О спектакле
Долгожданная премьера “АРТиШОКа” вряд ли станет откровением для поклонников этого театра.
Возможно, "артишоки", перегорели, возможно, слухи переросли сам повод. Спектакль вызревал два года, его появление было окутано тайнами. Зрителям обещали едва ли не рождение нового творческого направления. Дескать, путем переосмысления материала и актерской импровизации будет создано нечто не похожее на все остальные работы театра. Но премьера перечеркнула ожидаемое. Знаменитая энергетика актеров-экспериментаторов вовсе не била через край. Соответственно, зритель вяло реагировал на происходящее на сцене. Самой честной репликой был вздох одного из зрителей по окончании спектакля: "Наконец-то сяду в машину и приму удобную позу". А ведь обычно публика не роптала и была готова сидеть на полу и даже висеть на одной ноге, цепляясь за трубы…
"Гагарин" – это нарезка из эпизодов, сцен, фактов, связанных с космосом и эпохой первого космонавта. К сожалению, весь этот калейдоскоп так и остался пестрым набором зарисовок. Иногда переход к "смежной" теме вызывает смех, но мостик-связь между всеми этими эпизодами так и не выстраивается. Например, корреспондент выпытывает заветные подробности о жизни Юры у его мамы. Сцена состоит из штампов: бодрые рапорты из радиоприемника, поправляющая гребешок и суетящаяся мама, напористый корреспондент. Следующая сцена – три девушки наводят красоту, чтобы очаровать космонавтов. Самая непривлекательная яростно отжимается, смущенная репликами подруг. Мы узнаем, что ее зовут Валентиной Терешковой. Периодически звучат пафосные цитаты из книг и воспоминаний о Гагарине. Что общего между этими сценками, зрителю предстоит гадать самому.
Вообще, действие откровенно не выстроено и испещрено банальностями. И что еще обидно, "АРТиШОК" занялся самоцитированием. Черно-белое скупое оформление сцены и еще ряд ходов создают неуловимую перекличку со спектаклем "СВ", а попытка погрузиться в советскую эпоху невольно пересекается со знаменитым "Back in The USSR". Напрочь исчезла знаменитая пластика актеров "АРТиШОКа" и талант работать в тесном контакте с залом.
В общем, даже самый благосклонно настроенный зритель вряд ли сможет найти в этом спектакле плюсы. Хотя предполагалось, что едва ли не главным действующим персонажем в "Гагарине" станет сама эпоха. Шестидесятые годы, расцвет романтиков и идеалистов, время поп-арта и пьянящей новизны во всем. А подтекстом действия станет исследование на тему поиска Бога человеком. "Мы, создавая этот спектакль, – утверждает идеолог театра Вероника Насальская, – делали то, что хотели, а не то, чего от нас ждут". Будем надеяться, что в отличие от зрителей актеры театра получат некий позитивный опыт от этой работы.