Нужна драматическая актриса (Лес)
- Режиссер/Постановщик
- Юрий Погребничко
О спектакле
Погребничко поставил драму Островского «Лес» – третью версию своей прославленной работы.
Знаменитый спектакль Погребничко по пьесе «Лес» Островского первый раз был поставлен в середине 80-х, а затем восстановлен в 2000-м — вместо умершего Николая Алексеева в нем стал играть Алексей Левинский. Нынешняя редакция — уже третья по счету, и теперь спектакль называется «Нужна драматическая актриса (Лес)» — вместо прежнего «Нужна трагическая актриса». Главный актерский дуэт тот же, что и в 2000 году: Левинский по-прежнему исполняет роль трагика Несчастливцева, молчаливого и грустно щурящегося на свет странника в плаще. А Валерий Прохоров, как раньше, играет сразу двух персонажей — пронырливого комика Аркашку Счастливцева и чопорную помещицу Гурмыжскую. Другие герои ощутимо помолодели — теперь их играют студенты курса Погребничко из Щукинского училища.
Ничего похожего на пресловутый быт, который все выискивают в пьесах Островского, в театре «Около» нет. Немытый, ржавый и неустроенный мир телогреек и ушанок парадоксально соединен здесь с условным театром шекспировской эпохи, что вполне объяснимо — в свое время Островского справедливо окрестили русским Шекспиром. Поэтому текст «Леса» прерывается цитатами из «Гамлета». Сцена, оформленная умершим двенадцать лет назад Юрием Кононенко (учеником ленинградца Николая Акимова и верным соратником Погребничко), напоминает о старой Англии. Она как будто разделена на три уровня: игровая площадка, где происходит основное действие, балкон (небо) и подвальный люк (он же — могила).
Как и положено в шекспировс-ком театре, все роли — и женские, и мужские — исполняют мужчины, и потому неудивительно, что Несчастливцев никак не может найти женщину-актрису в этом необлагороженном и похожем на казарму мире. Приехав в имение своей тетки, трагик устраивает импровизированный кастинг. И неожиданно (для Островского — уж точно) находит целых трех претенденток на роль Аксюши: к нему пробуются три молоденькие девчушки в подчеркнуто театральных костюмах. У каждой из них свой характер: одна манерничает и строит глазки, другая простовато улыбается, а третья, самая мрачная, хмурится и отстраненно подает реплики. Ее и выберут; правда, выступать ей будет негде — шекспировский театрик в финале исчезнет, балкон на сцене превратится в лагерную вышку, а голос Высоцкого захрипит «Цыганочку».
В названии заменили одно слово, но оно ключевое. Прежде трагической актрисы не было, но ее хотя бы искали. Ради этого Погребничко и называл ее не «драматической» (как в оригинале), а именно трагической. Теперь ищут по первоисточнику -драматическая, возможно, больше подойдет сегодняшнему времени и сцене. Но и той нет.