О фильме
Рецензия на фильм
В долине реки Янцзы, где пейзаж уныл и монохромен, будто сама природа создала его при помощи недорогой видеокамеры, добрые люди решили построить гидроэлектростанцию. Стройка века невозможна без сноса ветхого жилья.
На фоне демонтажа среды обитания маленьких людей развиваются две параллельные истории: мужчина ищет в полуразрушенном поселке давно брошенную дочь, женщина — своего мужа, чтобы оформить с ним развод. Обычно наличие руин добавляет кадру живописности и изящества, «Натюрморт» же заполнен самым обычным строительным хламом. За такой же хлам архитекторы будущего держат и жителей уничтоженных деревень.
Картина китайского режиссера Чже Джанке (автора недавно показанного по каналу «Культура» вполне себе гипнотического «Мира») озадачила всех еще на Венецианском фестивале. Этот монотонный, снятый на цифру, почти лишенный драматургии и диалогов фильм стремительно ввели в конкурс в качестве «сюрприза», под храп аудитории показали на единственном ночном сеансе, а потом не менее стремительно наградили «Золотым львом».
Ужасная меланхолия «Натюрморта» лишает дара речи, заставляя идеалистически думать, что все слова по сравнению с этой безнадежностью — ужасная пошлость и фальшь. Поэтому лучшая рецензия на фильм принадлежала русской репортерше, картину как раз не видевшей: она предположила, что «Натюрморт» – это «азиатское кино с глюками».
В «глюках» этих, собственно, и заключается весь зрительский цимес: на неподготовленную публику кое-какие режиссерские фокусы произведут такой же эффект, какой способен вызвать Дарт Вейдер, затесавшийся в картину Станислава Говорухина. Мы, разумеется, не будем рушить интригу фильма. Трепещите.