Повелитель мух
О спектакле
В музыкальном театре им. Наталии Сац дают премьеру по “Повелителю мух” Уильяма Голдинга.
Новый спектакль в жанре рок-оперы. В нем много музыки, все до одного артисты поют, а иногда и пританцовывают. В основе постановки — грустная и страшная история о том, как дети из добропорядочных семей, попав на необитаемый остров, превратились в безжалостных зверей.
Даже у тех, кто книгу не читал, предчувствие трагедии появится сразу, как только хор ангелов исполнит молитву: «Боже, спаси-сохрани от себя же самих мальчиков…„ Мрачный пролог сменяется картиной солнечного острова, на котором и происходит знакомство с героями: уверенным Ральфом, подходящим на роль лидера, неуклюжим Хрюшей, братьями Эриком и Сэмом. Когда ребята понимают, что они одни посреди океана, их первое чувство вовсе не страх, а восторг. Они обеспечены едой и водой, и то, что они оказались на острове “без всяких взрослых„, поначалу воспринимается как веселое совместное приключение. “Свобода, море и еда — вот это классно, вот это да!„ Но затем все же возникает мысль о спасении: “Нам будет весело тут, нас очень скоро спасут».
Первая нотка тревоги возникает, когда под звуки церковных песнопений появляется группа облаченных в черные сутаны хористов под предводительством Джека, который метит в вожди, как и Ральф. Поначалу столкновение подростков разрешается мирно, но агрессивность Джека и его команды очевидна. Идущий от них негатив усиливается тем, что, скинув свои черные плащи с серебряными крестами, хористы становятся похожи на футбольных болельщиков, чья команда сегодня проиграла. Главным все же выбирают Ральфа, а Джек становится во главе охотников.
В следующей сцене появляется новая тема — страх. Один из малышей говорит, что видел на острове змея. Старшие высмеивают его, но на самом деле страшновато всем. Когда этот малыш пропадает при пожаре, главным проводником страха становится самый странный из мальчиков — Саймон. «Кто-то нынче змеем станет, кто-то нынче змея тронет?» — спрашивает он. Но этот вопрос не требует ответа. И Саймон, и зрители чувствуют, что самый страшный зверь — зло, которое находится внутри нас и готово вырваться наружу. Вскоре на острове происходит и первое убийство: Джеку и его охотникам удается прикончить свинью. Это начало раскола. Охотники превращаются в племя дикарей, прислушивающихся только к собственным инстинктам. Во втором действии Повелитель мух (так переводится одно из имен Дьявола — Вельзевул) потребует новых, человеческих жертв.
Большой зал ДМТ имеет три сцены: главную и две боковые. Боковые занавешены полотнами с изображением моря. Таким образом сидящие в зале как будто тоже ощущают себя на острове. Затем, когда действие начнет перемещаться с одной площадки на другую, а иногда и в проход, это ощущение усилится — зрители наблюдают за происходящим как бы изнутри. Прием, в общем-то, не новый, но в данном случае приобретающий особый смысл. Для спектакля, обращенного к подростковой аудитории, важно не просто добиться эффекта присутствия, а заставить каждого почувствовать себя соучастником происходящего, чтобы «сработало» предостережение автора: «Смотрите. Все это могло случиться и с вами».