Персефона
О спектакле
На фестивале “Черешневый лес” Кирилл Серебренников представит свою версию “Персефоны” Стравинского на текст Андре Жида.
Игоря Стравинского принято считать автором всего трех балетов, сочиненных один за другим: «Жар-птицы», «Петрушки» и «Весны священной». На самом деле, если открыть полный список сочинений композитора, натыкаешься на целый корпус вещей, совершенно неизвестных в нашей стране. Одна из них мелодрама «Персефона», жанр которой музыковеды до сих пор затрудняются определить. Балет? Там есть три партии, порученные танцорам-мимам, но в то же время здесь поет хор и декламируется текст. Оратория? Тоже нет, иначе бы здесь не танцевали, а текст бы пели, а не проговаривали. «Персефона» принадлежит к модным в 20-30-е годы экспериментам, в которых синтезировались различные виды искусства; композиторы тогда легко играли с формами и жанрами, увлеченно обсуждая процесс сочинения в светских салонах за чашкой чая. Вспоминая работу над «Персефоной» через много лет после премьеры, Стравинский рассказывал о вечерах в доме Иды Рубинштейн танцовщицы и светской богини, инспирировавшей десяток-другой самых знаменитых балетных сочинений ХХ века, и разговорах с Андре Жидом, на текст которого была создана «Персефона».
Семьдесят лет спустя «Персефону» вновь будут воссоздавать в легкой, приятной глазу обстановке, с участием некоторого количества селебритиз. После прошлогоднего успеха с другим синтетическим действом «Жанной дАрк на костре» Онеггера, в которой приняла участие харизматичная Фанни Ардан, режиссер Кирилл Серебренников вновь берется учить танцоров, хористов и инструменталистов разговаривать на общем, всем понятном языке сцены. Его правой рукой должен был стать дирижер Теодор Курентзис, но вместо него за пульт Национального филармонического оркестра России встанет маэстро Ион Марин превосходный музыкант, искушенный в музыке ХХ столетия не хуже своего греческого коллеги. Роль владычицы подземного царства отдана Сати Спиваковой светской львице, телеведущей, дипломированной актрисе и жене известного скрипача и дирижера Владимира Спивакова. Может быть, она не сумеет перекрыть впечатление от Фанни Ардан, появлявшейся до нее в роли чтицы у Онеггера, но красота и женственность Сати помогут простым людям изменить свои представления о подземном царстве, где все вовсе не так плохо, если там появляются такие прекрасные женщины.
И. Стравинский (мелодрама на стихи А. Жида для чтеца, тенора, смешанного хора и оркестра) Режиссер К. Серебренников. Солисты: С. Спивакова, М. Гали. Национальный филармонический оркестр России, Академия хорового искусства п/р В. Попова. Дирижер И. Марин. VII Фестиваль искусств «Черешневый лес».