О фильме
Рецензия на фильм
Героиня Натали Бэй («Порнографическая связь») снует по комнатам с пылесосом, готовит обеды и образцово содержит дом. В свободное от быта время она рассматривает свои морщины, отплясывает с 13-летним сыном бальные танцы и со страшной силой интересуется его жизнью: оценки, друзья, разговоры — от нее ничто не может ускользнуть.
Мальчик все терпеливо сносит, но, едва выйдя за ворота, лохматит волосы, переодевается и превращается в обычного подростка. У него есть любимая девочка, веселая бабушка и вменяемая родная сестра. Есть еще папа, который, впрочем, так занят, что его почти и нет. А мама между тем расходится не на шутку. Вот она заставляет сына показать ей «свой маленький червячок», отвешивает при одноклассниках звонкую пощечину, а дома и вовсе колотит всерьез. Жизнь мальчика превращается в ад, но у подростков не так много способов бунтовать. Все, что он может, — это перестать есть дома и горько плакать по ночам. В конце концов он даже обратится в полицию, правда, потом пожалеет мать и скажет, что она его, конечно, пару раз стукнула, но не больно.
Режиссер Марциал Фужерон рассказывает эту историю предельно просто: с каждым следующим эпизодом Бэй все больше напоминает гестаповку с хлыстом, а милый французский домик постепенно становится похож на тюрьму, даже в свою комнату без материнского одобрения парень зайти не может. Но чудесным и явно не запланированным образом история отношений матери и сына, на которой строится фильм, постепенно отходит на второй план.
Дело в том, что Бэй, вопреки сценарию и, видимо, даже собственным желаниям, играет тяжело больную женщину. Материнский садизм здесь следствие, но вовсе не причина. Ее глаза горят ненавистью, руки сжимаются в кулаки, голос срывается, а логику заменяет зверское упрямство. Так могут издеваться над детьми злостные алкоголички или шизофренички, обычным сумасшедшим мамашам подобное и в голову не придет. Ближе к середине фрейдистский подтекст явно уступает место медицинскому, а фильм превращается в драму амбициозной и неглупой тетки, добровольно запершей себя в четырех стенах и съехавшей от такой жизни с катушек.
Отличная актриса Бэй получила наконец-то возможность продемонстрировать свой талант во всей красе. Быстрые переходы от любви к ненависти, от шепота к крику, от умиления к раздражению — все, чем она владеет в совершенстве, тут пришлось очень к месту. В результате вместо ожидаемой антиальмодоварской драмы о ненависти к своей матери мы получили пронзительную историю с кровавым финалом. О том, что нет ничего страшнее неумеренных альтруистов, мстящих всему миру, и в особенности близким людям, за неправильно прожитую жизнь.