700 лет органной музыки
О мероприятии
18 октября Collegium Musicum представляет новый концерт в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла «700 лет органной музыки: променад по истории европейской органной культуры».
Испанский органист Даниэль Сальвадор продолжает захватывающее путешествие, где всего за полтора часа каждый может услышать, как менялся музыкальный мир и сам орган на протяжении семи столетий. Он вновь собрал в одном концерте уникальную коллекцию сочинений — от средневековых рукописей до музыки наших современников. Слушателей ждет много сюрпризов: произведение испанского органиста, воспитателя будущего императора Филиппа II, пьеса для механического органа и грандиозные органные сочинения ХХ века, которые заставят вас поверить, что орган — это музыка открытого космоса.
Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с пьес из старинных кодексов. Продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (он служил при дворе короля Карла V и воспитывал императора Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян Питерсзон Свелинк, которым так восхищались, что называли «Амстердамским Орфеем».
Приятные сюрпризы ждут любителей барочной культуры. Помимо Баха, чья музыка обязательно прозвучит, Сальвадор предлагает вспомнить двух великих органистов добаховского периода – итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до самой смерти он занимал пост органиста собора св. Петра в Риме, где послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек. Второй – знаменитый органист собора в Реймсе, сочинениями которого восхищались далеко за пределами Франции, их собственноручно переписывал Иоганн Себастьян Бах.
На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического органа в часах. Такие инструменты были популярны во времена венских классиков, для них писали и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен; Даниэль Сальвадор выбрал пьесу Бетховена – юбиляра этого года. Западный романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона, музыканта, вернувшего орган в сферу интересов композиторов первого ряда, и чудесной миниатюрой русского князя Владимира Одоевского – одного из главных пропагандистов Баха и органной музыки в России XIX века.
Орган ХХ века – это целый мир, и Сальвадор хочет показать, насколько разным, непостижимым он может быть. Поэтому заключительную часть программы он составил из максимально контрастных произведений: трансцендентное, мистическое «Явление вечной Церкви» великого мастера Оливье Мессиана; строгая, написанная по законам средневековой мессы пьеса Арво Пярта Annum per annum; виртуозная, эффектная концертная «Гэльская токката» Ханса-Андре Штамма.
Даниэль Сальвадор — один из самых ярких органистов своего поколения, виртуоз, просветитель и блестящий знаток органной музыки. Это музыкант, обладающий мощным артистическим темпераментом, безукоризненной техникой и глубоким пониманием органных традиций разных стран и эпох. Каждый его концерт – это возможность войти в огромный мир органной музыки как желанный гость. Уникальные программы Сальвадора — идеальный вариант для тех, кто хочет начать знакомство с органом, но при этом они всегда интересны знатокам и ценителям музыки.
Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила — Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.
В программе:
Робертсбриджский кодекс (ок. 1330 – 1360, Англия)
Estampie retrové (Эстампида переделанная)
Буксхаймская органная книга (ок. 1460, Германия)
Die Süß Nachtigal («Сладкий соловей»)
Миколай из Кракова (1488? – ок. 1550, Польша)
Hajducki («Гайдуки»)
Антонио де Кабесон (1510 – 1566, Испания)
Diferencias sobre el canto llano del cavallero (Вариации на тему «Песнь о рыцаре»)
Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621, Нидерланды)
Ballo del Granduca («Танец Великого Герцога»)
Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643, Италия)
Бергамаска
Николя де Гриньи (1672 – 1703, Франция)
Récit de tierce en taille (Gloria, de la Messe du Premier livre d’orgue)
Речитатив терции (Слава, из Мессы Первой органной книги)
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750, Германия)
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827, Германия)
Скерцо для механического органа, WoO 33a No2
Феликс Мендельсон (1809 – 1847, Германия)
Органная соната № 3 ля мажор, 1-я часть
Владимир Одоевский (1803 – 1869, Россия)
«Молитва без слов»
Оливье Мессиан (1908 – 1992, Франция)
Apparition de l’Église éternelle («Явление вечной Церкви»)
Арво Пярт (1935, Эстония)
Annum per annum («Год за годом»)
Ханс-Андре Штамм (1958, Германия)
Toccata gaelica («Гэльская токката»)
Титулярный органист Папской базилики св. Михаила (Мадрид)
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Билеты можно приобрести на официальном сайте