Статский советник
- Режиссер/Постановщик
- Филипп Янковский
О мероприятии
Экранизация романа Бориса Акунина о новом расследовании Эраста Фандорина.
Прибытием поезда начинается Статский советник, действие которого происходит в 1891-м, через десять лет после убийства Александра II и за четыре года до первого киносеанса братьев Люмьер. Компьютерный-прекомпьютерный локомотив, безнадежно теряя четкость на поворотах и щедро посыпая дигитальными квадратиками снег, останавливается в Клину, чтобы впустить в министерский вагон члена боевой организации, замаскированного под статского советника Фандорина. Что будет дальше, вы и сами знаете: убийство генерал-адъютанта Храпова, паника в охранке и распутывание Фандориным клубка подковерных интриг и политических заговоров.
Конечно, при переводе текста Акунина на язык образов многое изменилось. Во-первых, сам текст стал совершенно другим (более живым и разговорным), во-вторых, экранизация перевернула Советника с ног на голову. Камерная детективная партия, разыгранная на документальном материале, превратилась в модель отечественной истории, пусть и уменьшенную до размеров лесковской блохи. Вместо сотенной закулисы (примерно столько народовольцев проходило по делу об убийстве Александра II) горстка маргиналов; вместо зловещей монархической махины парочка функционеров; вместо Москвы Тверь (именно там снималась большая часть московских сцен). Впрочем, эти пустяки уравновешены остроумнейшим кастингом.
В Советнике актеры играют не только литературных героев, но и наштампованные бульварной прессой образы самих себя, что превращает угрюмый детектив из дореволюционной жизни в натуральный КВН. Саспенс при таком положении дел оказывается торопливым и скомканным, словно обед, проглоченный за чтением Шерлока Холмса. Хотя и эту мелочь можно не заметить один Никита Сергеевич Михалков, с прибаутками рассуждающий о судьбах Родины, в сто раз увлекательнее любых конандойлей.