Лондонский симфонический оркестр
О спектакле
Не успел в столице отшуметь Пасхальный фестиваль, Валерий Гергиев вновь тут как тут – во главе Лондонского симфонического оркестра.
Довольно много лет прошло с тех пор, как Москва, сперва недолюбливавшая Гергиева, признала его полную и бесповоротную победу над собой, а для многих людей его имя по-прежнему ассоциируется с чем-то вроде взрыва. Любое его появление вызывает как минимум оторопь у столичных снобов, а нынешний визит в компании с Лондонским симфоническим оркестром, главным дирижером которого Гергиев стал в январе этого года, может перевернуть все местные представления о правильном. Правильно было бы выдержать паузу после нескольких появлений подряд на Пасхальном фестивале, закончившемся в начале мая? На календаре – 16 июня, а любимый уже снова с нами, не дав соскучиться. Правильно было бы развести свои гастроли с еще одним фестивалем симфонических оркестров мира, который завершился совсем недавно? А зачем? Коли уж Лондонский симфонический оркестр, принадлежащий к лучшим из лучших, на фестиваль не позвали, то можно не принимать его в расчет. Наконец, программа выступления Гергиева вновь противоречит формальным понятиям о правильности – две вещи, Симфония в трех движениях и “Петрушка” Стравинского, отзвучали на Пасхальном фестивале в исполнении Мариинского оркестра под его руководством, а нам предстоит прослушать их вновь.
Все вышеперечисленное может действительно показаться вопиющим, но только не для Гергиева, у которого в стране, да и в мире, совершенно особое положение – правила для себя он устанавливает сам, а слушателям предлагает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Может, и плохо, что программы дублируются, но зато какая роскошь – сравнить звучание двух подведомственных дирижеру оркестров в одной и той же музыке. К слову, есть все основания полагать, что звучать лондонцы, в отличие от петербуржцев, будут совершенно по-другому. Мариинская братия всегда кладет на лопатки безграничной звуковой роскошью – струнные благоухают, словно майские розы, медные инструменты сотрясают мощью, глубокие басы приводят в состояние трепета. Музыкальный почерк британцев более каллиграфичен и изыскан. Кроме того, в острейшей многолетней конкуренции с тремя другими лондонскими симфоническими оркестрами London Symphony, или LSO, как сокращенно называют его соотечественники, выработал свой особый стиль – ему свойственны безупречный баланс всех оркестровых групп и внимание к мельчайшим деталям нотного текста, мимо которых другие оркестры могут пройти, даже не заметив.
Тандем LSO и Гергиева – любопытнейшее явление: увидеть вместе всегда куда-то спешащего дирижера и оркестр, который, наоборот, никуда и никогда не спешит, будет занятно. Не менее занятным будет увидеть в качестве солиста в одинаковой степени любимого Москвой и Гергиевым скрипача Вадима Репина – они сыграют Первый скрипичный концерт Прокофьева, который шесть лет назад в их общем исполнении произвел абсолютно феерическое впечатление пятнадцатиминутного аттракциона. В общем, делая все опять наперекор всему и всем, Гергиев вновь устроит Москве хорошую встряску – после чего она погрузится в свое обычное летнее состояние спячки.