Герой нашего времени
- Режиссер/Постановщик
- Александр Котт
О мероприятии
На DVD вышел сериал Александра Котта “Герой нашего времени” с Игорем Петренко в роли Печорина.
Мода на телеэкранизации классики известна, каждый проект – будь то “Доктор Живаго” или “Идиот” – заранее встречается если не аплодисментами, то уж точно большим интересом. Понятно, что на это рассчитывала студия “Централ Партнершип”, запуская в производство сериал по хрестоматийному роману Лермонтова. Но для успеха проекта мало замечательной литературной основы, картине хорошо бы иметь малейшую художественную или хотя бы оформительскую ценность.
Доподлинно неизвестно, ездила ли съемочная группа на Кавказ, но если вдруг да, то это выброшенные деньги. На экране Кисловодск и прочие места пребывания Печорина выглядят как дешевые павильоны. Ни тебе ощущения простора, ни романтики горных кавказских пейзажей. Это по большому счету было бы не так уж катастрофично, если бы ко всему остальному в фильме не было бы претензий. А они, увы, есть.
Главным образом, их хочется предъявить режиссеру, актеров же попросту по-человечески жаль. Петренко, правда, очаровательно выглядит, даже несмотря на то, что загримирован под Лермонтова. Зачем это сделано – можно только догадываться, картина ответа не дает. Усатый Петренко постоянно меняет наряды – то он в офицерском мундире, то в чеченской бурке, то в красной черкеске. Еще он отлично скачет на коне, изображает скуку и ведет умные беседы с доктором (Авангард Леонтьев), но все это выглядит каким-то беспомощным, хоть и старательным, школярством. Грушницкий (Юрий Колокольников) больше всего похож на вечно пьяного и глупого студента, его смерть на дуэли вызывает строго положительные эмоции – как здорово, что мы его больше не увидим. Есть подозрение, что режиссер Котт, несколько лет назад лихо дебютировавший медитативной комедией “Ехали два шофера”, так и не разобрался, о чем и, главное, зачем он взялся снимать истории про Печорина.
А ведь роман Лермонтова – отличный шанс высказаться о потерянном поколении в целом – тема в сегодняшней нашей жизни весьма актуальная. И зрелый режиссер не упустил бы такой возможности. 34-летнему Котту, похоже, элементарно не хватило опыта и умения увидеть за приключениями Печорина не сюжетный, а мировоззренческий смысл.
Замечательная новелла “Фаталист” разыграна здесь как дурацкий анекдот, “Княжна Мери” – как дешевая мелодрама, а нежнейшая “Бэла”, в которой герой испытывает хоть какие-то чувства, и вовсе оказалась самой провальной серией. Даже Сергей Никоненко, играющий Максим Максимыча, не смог исправить положения. Актеры в неубедительных декорациях и сами больше всего напоминают манекены, а за упрощенный до предела лермонтовский текст попросту неловко.
Похоже, единственное, что “Герой нашего времени” сможет пробудить в зрителях, – это ту самую мизантропию, которая роднила автора романа с Печориным. А учитывая, что Лермонтов не выносил не только людей, но и пошлость, можно предположить, как он отреагировал бы на это кино. Старый фильм Анатолия Эфроса с Олегом Далем понравился бы ему куда больше.