Елизавета I
О мероприятии
За два года до фильма “Королева”, принесшего Хелен Миррен “Оскара”, актриса сыграла еще одну британскую императрицу – Елизавету I.
Теледрама «Елизавета I» (9 премий «Эмми») это хроника личной жизни королевы в неглупом изложении. Диалоги написаны хорошим языком, а Миррен и играющий ее фаворита, графа Лестера, Джереми Айронс интонируют их так, что они становятся еще лучше. Неплох и расклад центральной любовной линии: Елизавете тут 50 лет, она девственница и останется ею навсегда. В обстоятельствах пожизненной невинности ее влюбленность, обжимание с немолодым графом и сочинение любовной лирики выглядят просто комично.
К тому же «Елизавета» слегка оглушает почти шекспировской плотностью происходящих событий. Здесь нашлось место не только словесным пикировкам и сердечным проблемам старой девы, но и выпусканию кишок. Расчлененка, кстати, снята с пониманием: осужденная за измену неприятная брюнетка Мария Стюарт, королева Шотландии, после неудачного удара топором всхрюкивает точно так, как свинья под ножом мясника.
Лейтмотивы любви, политики и снова любви накатывают волнами, так что через час начинает немного укачивать от приближений и удалений графа Лестера, сожалений об убиенной Марии и бесед об испанской угрозе. А впереди еще один роман королевы, казни и двадцать лет царствования. Впрочем, режиссер Хупер справляется и плетет свою беллетристическую паутину достаточно ловко. Проходы по дворцу, балы и заседания королевского совета работают на высшую задачу показать, как на краю климакса кристаллизуется характер дамы, вырулившей Британию прямиком в Золотой век. По мере продвижения к финалу первой части (победа над испанским флотом и смерть Лестера от желудочной колики) Елизавета все громче орет на советников и все задушевнее говорит с народом. К середине фильма Миррен, подобрав юбки, словно Ленин в октябре, выступает перед восторженным ополчением. Дело в том, что сверхидея здесь национальная: настоящая «химия» бурлит не между королевой и ее воздыхателями, а между ней и плебсом.
Но особое очарование «Елизаветы I » это приходящие сами собой ассоциации со снятой позже «Королевой» Стивена Фрирза про Елизавету II. Оказывается, в основном фильм Фрирза был тонкой игрой с жанровыми штампами «монархического кино»! В придворной суете добротной «Елизаветы I» видны все ключевые эпизоды будущей триумфальной «Королевы». И драматическое волнение перед публичным выступлением, и дружественные встречи с простым народом, и чинная прогулка по парку с милым другом тут уж никуда не деться от иррациональной, но неотступной и смешной аналогии «лопоухий Шин-Блэр полуобморочный Айронс-Лестер. Но лучше всего тут выступления Елизаветы: королева Миррен сливается с подданными в таком непристойном экстазе искренности и человечности, что кажется, вот-вот ляпнет знаменитое как королева и как бабушка. Или с учетом елизаветинской специфики как королева и как старая дева».