Свидания в предместье
О спектакле
Виктор Крамер поставил чистую ностальгическую историю по пьесе Александра Вампилова, а роль чудака и души-человека Сарафанова исполнил Анатолий Равикович.
Постановки Виктора Крамера — всегда яркие, театральные шоу. Он большой мастер придумать невероятное количество аттракционов и нашпиговать ими спектакли так, чтобы у публики кружилась голова. Неслучайно славу ему в последнее время приносят мощные корпоративные акции прямо-таки государственного уровня. Одно из его уличных шоу демонстрировалось участникам Экономического форума.
Но в июле режиссер выпустил неожиданную премьеру: по-чеховски камерную пьесу Александра Вампилова «Свидания в предместье» — первый вариант «Старшего сына». Ее сюжет многие помнят по фильму с Евгением Леоновым в главной роли: два великовозрастных оболтуса, упустивших последнюю электричку, находят место для ночлега оригинальным способом. Один из них, Бусыгин, называется старшим сыном трогательного чудака-музыканта Сарафанова. В итоге глупый розыгрыш перестает быть таким: благодаря фантастической чуткости «приемного отца» главный герой действительно находит новую семью.
В Театре комедии спектакль Крамера запоминается не трюками. В нем нет той пустой суеты, которая была в недавней «Женитьбе Фигаро» в «Балтийском доме». Главное достоинство постановки — легкая ностальгия по времени, когда отношения между людьми были простыми и ясными. Крамер ставит эту сентиментальную и немного старомодную пьесу почти как сказку, в которой главный герой воспринимается заблудившимся в темном лесу Иванушкой. С помощью доброго волшебника он находит свою царевну-лягушку и становится умным и добрым. Не случайно предместье, где герои остались на ночь, напоминает глухую чащу. Художник Эмиль Капелюш применил свой любимый сценографический прием: вниз с потолка спускаются стволы деревьев — в начале герои мечутся среди них в темноте, выкрикивая отдельные реплики.
Про Сарафанова в исполнении Анатолия Равиковича в этом спектакле можно сказать, как про Хоботова в «Покровских воротах»: «прекрасное дитя». Но его бытовая неприспособленность и мечтательность — достоинства. Равикович на сцене не стремится быть главным, оставляя основное пространство молодым актерам. Но его герой со своим бесхитростным напором и желанием всех объединить становится человеком, который движет сюжет к хеппи-энду.
Глядя на Сергея Перегудова в роли Бусыгина, хочется порадоваться: наконец-то появился актер, которого можно смело назвать новым романтическим героем. Не говоря о том, что просто приятно видеть на сцене действительно красивого молодого мужчину. Перегудов в роли Бусыгина — тот случай, когда актеру, чтобы очаровать публику, не нужно быть глубокомысленным. Ему хватает мощного природного обаяния, чтобы заставить поверить в искренность чувств героя. Даже любовь с первого взгляда, случающаяся у него со лже-сестрой Ниной (Елена Мартыненко), не кажется фальшивой. Когда смотришь на их отражение голова к голове в большом зеркале, видишь в нем их трогательное единение.
А симпатии публики остаются на стороне младшего сына Сарафанова, Васи (Александр Молочников), по-мальчишески отчаянно влюбленного в разбитную дамочку Макарскую (Ирина Мазуркевич). Хотя этому дуэту и не хватает тонкости в духе похожего по сюжету «Короткого фильма о любви», но у зрителей он вызывает самый живой отклик. Крамер ловко управляет реакциями публики, точно зная, где ее стоит развеселить, а где выжать слезу. В результате получаешь удовольствие от увиденного, что в театре самое главное.