О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
В 2002 году финальные титры фильма 64-летнего Клода Лелюша «А теперь… дамы и господа» на фестивале в Каннах шли под дружный свист публики. В 1966 году Лелюш получил здесь Пальмовую ветвь за «Мужчину и женщину», но бесчисленные, растянувшиеся на 30 лет вариации картины — почти каждый постер фильмов Лелюша с тех пор украшали два профиля, — утомили всех. Прошлым летом в том же зале, где режиссера списали со счетов, ему снова устроили десятиминутную овацию.
Лелюш, сперва из осторожности выпустивший кино под псевдонимом, задумал свой железнодорожный роман в лучших традициях «нового детектива». Главная задача тут — не раскрыть преступление, а хотя бы идентифицировать героев и понять, кто кому кем приходится. Места и фрагменты действия меняются с калейдоскопической скоростью в случайном порядке. Романтическая поездка главного героя, Пьера Лакло (Доминик Пинон), с девушкой в деревню сменяется морским круизом, щеголеватый мсье Пьер оказывается литературным негром известной детективной писательницы Джудит Ралитцер (Фанни Ардан). Между шампанским и великосветской истерикой (в драматической роли коротышка Пинон смотрится очень надрывно) Пьер отдает Ралитцер свое последнее сочинение «Бог — это другой». Именно оно послужит орудием идеального убийства и поможет подневольному сочинителю избавиться от госпожи.
Эта сложная сюжетная конструкция замаскирована гламурными видами Франции. Буколические пейзане, живущие почти в раю, где рыбу можно ловить руками; шикарная яхта Джудит, беззаботно бороздящая Средиземное море; сочные гроздья черного винограда под палящим солнцем, черный ситроен и белый роллс-ройс. Все это — потерянный образ дольче виты 1970-х, золотого века незаумного французского кино, в котором не было ничего, кроме шика, сигарет, мужчины и женщины. Да, «Железнодорожный роман» — это действительно возвращение Лелюша. Но не к нам, а туда, в семидесятые.