- Страна
- Германия
- Режиссер/Постановщик
- Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
- Длительность
- 137 мин.
- Премьера в мире
- 15 марта 2006 г.
- Премьера в России
- 19 июля 2007 г.
- Бюджет
- $2 000 000
- Сборы, в мире
- $77 356 942
- Сборы, в России
- $297 700
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Георг Дрейман, обласканный режимом ГДР драматург, получает на день рождения от друга подарок — ноты «Сонаты о хорошем человеке». Вскоре злые коммунисты доводят этого друга, писателя-диссидента, до самоубийства, и потрясенный Георг играет сонату в своей пустой квартире, даже не догадываясь, что она давно поставлена на прослушку.
Не подозревает Дрейман и о том, что под действием волшебной силы искусства духовно перерождается сидящий под полом гэбэшник, капитан Визлер. По лицу штатного сотрудника «Штази» текут слезы, он осознает убогость своего существования, проникается идеями свободы и начинает полностью игнорировать служебные обязанности. Визлер фантазирует в донесениях и даже сочиняет за Дреймана, который по ночам выстукивает на машинке письма в свободную западную прессу, пьесу о Ленине! Правда, однако, выплывает — лицемера-драматурга сдает органам любовница-актриса. Потом, раскаявшись, неверная бросается под грузовик, и Георг рыдает под душераздирающую музыку.
Но не за эти долгие минуты необузданной сентиментальности «Жизни других» дали «Оскар» и 7 национальных кинонаград. Фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка (поди выговори!) — это актуальное кино, переосмысление живого прошлого. Титр, сообщающий, что в 1984 году в ГДР было 100 000 агентов «Штази», вклеен туда неспроста. Ужасы советского режима (аресты, пытки и стукачество) не просто поставлены страшным декоративным фоном, как Мордор во «Властелине колец». Это настоящее политическое заявление, выпад против «остальгии», до сих пор разделяющей невидимой стеной население новой Германии. И вся Америка — и уж тем более Европа — смотрела «Жизнь других» именно как памфлет.
А от памфлета ждешь претензий по существу и какой-никакой правды. Но 36-летний уроженец ФРГ Доннерсмарк нафантазировал настоящую оруэлловскую Океанию, даром что год там стоит 1984-й. Мир ГДР у него сер и печален, будто в нем никогда не восходит солнце и не смеются дети; сексом там занимаются лишь избранные, страшно далекие от народа. В обществе якобы тотальной слежки люди рассказывают незнакомцам веселые политические анекдоты, сидя в буфете здания госбезопасности. Железные вроде бы сотрудники органов жалобно восклицают: «Зачем вы его пытаете, это же бесчеловечно?!». В итоге Доннерсмарку решительно невозможно поверить, и пафосная завиральность в духе советского агитпропа валит даже мелодраматическую линию, казалось бы, приторную до неуязвимости. Конечно, нет сомнений, что найдутся те, кто заплачет и над «Лениным в октябре». Но вот этих слез стоило бы постыдиться.