Дж. Верди “Травиата”
О спектакле
В Москве дебютирует легендарная итальянская сопрано Патриция Чьофи. Она споет в “Травиате” Верди.
«Травиата», наверное, не самая лучшая опера для концертного исполнения: изображая чахоточную больную, здесь не ляжешь. Впрочем, для Патриции Чьофи это обстоятельство не помеха: она славится тем, что удивительно неприхотлива и с легкостью подстраивается под любые условия. В этом Чьофи, как и во всем другом, ничем не напоминает записных примадонн прошлого. Она миниатюрна настолько, что непонятно, как из ее хрупкого тела вообще произрастает голос. Но он есть — небольшое, удивительно красивой «матовой» окраски сопрано с хрустальными верхами, отчаянно стремительной колоратурой и невероятно выразительной дикцией. Это сопрано за последние десять лет успело покорить мир: с появлением его обладательницы в оперном сообществе вдруг стало ясно, что певице для статуса примадонны не нужно ни величавых габаритов, ни сокрушительных децибелов, а нужен вот такой хрустальный звук. Которым можно спеть хоть Монтеверди, хоть Пуччини, хоть Моцарта.
Патриция Чьофи с успехом поет и этих авторов, и два десятка других. Еще одно отличие от ее многочисленных итальянских коллег заключается в том, что она не ленится учить новые партии и с начала карьеры выучила уже столько, что хватило бы на десятерых. Ей достаточно открыть ноты за неделю до премьеры — у нее блестящая память и большая гибкость в отношении партнеров: с ней легко сработаться любому дирижеру или певцу. Поэтому певица — нарасхват, и торжественно проплывающий бегущей строкой график выступлений на ее официальном сайте завершается где-то в 2011 году.
Чего там только нет: и Джульетта в опере Беллини «Капулетти и Монтекки», и Мария Стюарт в одноименном шедевре Доницетти, и Клеопатра в «Юлии Цезаре» Генделя. «Травиата» пока значится только для Москвы — так уж получилось, что нашему городу, который Чьофи пока не осчастливила своим присутствием, оказана столь высокая честь. Впрочем, на этой опере настаивали организаторы — Московская филармония, — зная о неравнодушии местных меломанов к самой истории «Дамы с камелиями» и желая продлить восторг, который вызвала не так давно показанная по «Культуре» запись «Травиаты» с Чьофи из венецианского театра La Fenice.
То была, наверное, первая современная постановка вердиевской оперы (поделки местных умельцев не в счет), увиденная населением Российской Федерации, где романтическая история разыгрывалась в кричащих современных интерьерах, пол ворохом устилали доллары, а Виолетта ходила по сцене в исподнем. В этом рисковом антураже, легко наполняя огромный зал своим хрустальным голосом, Патриция Чьофи смотрелась неожиданно органично и трогательно, не утрачивая ни капли от романтического образа главной героини. Более того: умудрилась затмить своих партнеров. Сейчас в Москве все будет более чинно и благородно, но партнеров примадонне постарались подобрать достойных — это румынский тенор Мариус Бренчиу и итальянский баритон Амброджо Маэстри, оба — певцы с внушительным букетом регалий и списком ангажементов, опутывающим весь земной шар. На этом достойном фоне Чьофи должна засиять еще ярче и окончательно лишить зрителей концертной скуки.