Владимир Логутов “Дополнительный элемент”
О выставке
В галерее Stella Art Foundation выставляются разнообразные по форме и загадочные по содержанию размышления о том, что все уже было.
Владимир Логутов, молодой самарский художник, живет в Москве и известен своими большими мультимедийными инсталляциями. За работу «Ожидание» — закольцованное видео про ожидающих невесть что людей, где персонажи появлялись, исчезали и менялись местами неизвестно по какому принципу, — он был причислен к новым урбанистическим формалистам. Эту сложную философскую вещь показывали на выставке в Майами, во время 2-й Московской биеннале и номинировали на премию «Инновация».
Правда, глубокомысленные и отлично сделанные работы Логутова обычно оставляют отпечаток некоторого дежавю — как будто все это уже было. То, что показывают на этой выставке, тоже заставляет вспомнить всех тех, кто пытался определить отношения между авангардом и реализмом. Внешне холсты и графические листы Логутова выглядят как чистая абстракция.
Однако художник выстраивает разные варианты возникновения формального искусства. Например, помещает параллельно два планшета, на одном рисует заточенным с двух сторон карандашом нечто реалистическое, на другом остаются беспорядочные линии, оставленные «нерабочим» концом карандаша. Получается что-то подобное «автоматическому письму» сюрреалистов. Или выставляет белые холсты, которые выглядят так, как будто они были закрашены давным-давно и теперь уж совсем осыпались. Еще абстракция получается, если зарисовывать только тени, опуская сами предметы. Несколько особняком во всем этом спонтанно возникающем модернизме стоят большие холсты, разграфленные, как кроссворд, но заполненные одними крестиками. Мораль проста: сколько бы мы ни пытались, все равно ничего не отгадаем и смысла мира не поймем. Это утешает.