Случай
О спектакле
Марина Брусникина вместе с недавними выпускниками Школы-студии МХАТ поставила итальянскую комедию дель арте. Сюжет о молодом офицере, влюбившемся в дочку богача, на сцене “Сатирикона” превращен в череду гэгов.
Служанка, заботливо обмахивающая хозяина метелкой для сметания пыли, проводит этой штуковиной ему по зубам – и челюсти богатого голландского купца Филиберта (Артем Осипов) начинают сиять серебряным блеском. "Наслаждайтесь здешним воздухом", – говорит Филиберт пленному французскому офицеру, гостящему в его доме (Алексей Бардуков), – и три двери, стоящие по центру, у правых и левых кулис, начинают беспричинно открываться и закрываться, организуя сквозняк. Кухонная эксцентрика и домашняя мистика – вот чем наполнен спектакль, сделанный Мариной Брусникиной в "Сатириконе" с младшим поколением артистов, с тем самым курсом Школы-студии МХТ, который пришел в театр в начале этого сезона. Громыхание кастрюль (каждый раз, когда кто-нибудь выбегает в дверь и, соответственно, исчезает со сцены, за кулисами раздается такой шум, будто уронили шкаф с посудой) и чуть-чуть загадочности – неплохой рецепт для комедии, вот только в случае "Сатирикона" он не особенно работает.
От вчерашних студентов исходит такая энергия, что всякая лирика, которая должна быть пусть и в комической, но все-таки любовной истории, исчезает вообще. Никто не ходит по сцене – все бегают. И прыгают – да так, что Джеки Чан отдыхает. Никто не говорит – все тараторят: ведь надо успеть запихнуть весь текст в двухчасовой спектакль без антракта; кому это надо, правда, непонятно. Объясняясь в любви, кричат такими голосами, будто семь лет женаты и оба забыли купить вечером наполнитель для кошачьего туалета. И история о том, как бедный французский лейтенант был очарован дочкой богатого купца и тот, одураченный собственным чадом, сам же и организовал побег влюбленных под венец, превращается просто в череду гэгов. Влюбленный подпрыгивает от счастья – и падает на пятую точку. Соседская девица, неравнодушная к главному герою, но ему совершенно не нужная, с разбегу врезается в закрытую дверь и падает, как подстреленный медведь. Ее папаша в ярости вдруг начинает изображать борца сумо. В финале сыграют, конечно, две свадьбы – свою судьбу устроят еще и слуга со служанкой, но это неважно. Важнее то, что жених явится на костылях, а у невесты будет пластырь на лбу. У Гольдони пьеса, между прочим, называлась "Забавный случай". В "Сатириконе" название сократили – видимо, решив, что в спектакле забав и так достаточно.