Концерт в костеле
О спектакле
Дирижер Теодор Курентзис собирает единомышленников и играет для них музыку Средневековья и Возрождения.
Курентзис является одним из отцов — основателей фестиваля «Территория» — нового и в целом положительного образования на теле отечественной культуры, создатели которого преследуют цели представить Москве все самое новое и актуальное. Новое не всегда оказывается новым, актуальное — не всегда таким уж актуальным, но в целом Курентзису со товарищи удается главное: они постепенно создают в Москве круг публики, восприимчивой к современному искусству, которое, как еще недавно считалось, ничего, кроме пугливой отрыжки у населения, вызывать не может. Впрочем, греческий маэстро который раз пробует увести своих слушателей от жгучей современности к иным, старинным реалиям. Музыка ушедших эпох для большинства посетителей фестиваля тоже нова (и, соответственно, хорошо смотрится на афише), а в качестве можно быть уверенным заранее — все-таки проверку временем, причем весьма солидную, она уже прошла.
В этом году Курентзис вновь ведет назад, в глубь веков, причем настолько далеко, что дальше него, кажется, никто здесь никогда и не забирался. Первое имя в программе знаменует собой пограничный столб в истории музыки — фактически это едва ли не первое композиторское имя, дошедшее до нас из средневековой мглы, где все творцы предпочитали быть анонимами. Еще более удивительно, что это женщина — аббатисса Хильдегард Бингенская (1098—1179), известная не только как музыкант, но и как философ, богослов и врачеватель. Она была глубоко верующей, ее посещали божественные откровения, а оставленные ею тексты допускают тысячи толкований.
Не менее занимательны ее последователи, также нашедшие место в программе Курентзиса, — это один из самых искусных полифонистов Возрождения Жоскен Де Пре, композитор, певец, мыслитель и убийца собственной жены Джезуальдо ди Веноза, автор знаменитой раннебарочной мистерии «Представление о душе и теле» Эмилио де Кавальери. Выстроить столь стремительную ретроспективу сквозь эпохи и века под силу не каждому, но Курентзису с его взрывчатой энергетикой и истовостью — легче простого. Кроме того, ему в помощь — музыканты из двух сформированных им ансамблей — хора «Новые сибирские певцы» и оркестра Musica Aeterna.
Когда Курентзис выходит на сцену с этими музыкантами, у людей в зале возникает четкое ощущение, что они присутствуют при сборе религиозной секты, а спустя буквально несколько минут они и сами принимают обряд посвящения и готовы поклоняться божеству с длинными тонкими руками. Впрочем, тот факт, что концерт с новой программой пройдет в католическом храме, лишит происходящее излишнего пафоса — все-таки Господь Бог здесь один, и он — не Курентзис.
Х. Бингенская, Ж. Депре, Дж ди Веноза, М. Мааре, Э. де Кавальери, М. Адамис, А. Шнитке, анонимные авторы XIV века. Солисты оркестра Musica Aeterna Ensemble. Хор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета The new Siberian Singers. Дирижер Т. Курентзис.