Убийство, революция, реставрация
О мероприятии
В этом сезоне Большой театр представит три балетные премьеры.
В конце октября на сцене Большого театра появится программа «Короли танца». Межконтинентальный проект, собирающий лучших танцовщиков, впервые прошел полтора года назад в Нью-Йорке, теперь доехал до нас. В концертном отделении Анхель Корейя, Йохан Кобборг, Николай Цискаридзе и Сергей Филин показывают свои любимые миниатюры. Кроме того, в рамках программы состоится премьера балета «Урок» Флеминга Флиндта. Иностранные звезды уедут, а «Урок» останется в репертуаре театра.
Трогательная история о педагоге, который преподает своей ученице азы балетного мастерства, постепенно приходит в бешенство от ее бездарности и, наконец, душит ее прямо на балетном станке, была сочинена Флиндтом почти пятьдесят лет назад. Хореограф руководил тогда Датским королевским балетом, и его терпение испытывали ежедневно. С тех пор балет стал абсолютным хитом — каждый танцовщик находит, что сказать на эту тему. Нет сомнений, что все «Уроки» будут абсолютно разными.
Вторым событием сезона станет «расчистка» «Сильфиды». Древний балет Августа Бурнонвиля рассказывает о летучей девушке, похитившей обручальное кольцо и выманившей шотландского фермера в волшебный лес прямо с его помолвки. До сих пор спектакль шел в Большом в версии Олега Виноградова, который добавил в него танцев. Так было принято в советское время — «улучшать» якобы не понимавших что-нибудь классиков.
Теперь Йохан Кобборг вернет все на место — выверит пантомиму, расставит нужные акценты. Кобборг — специалист, которому можно верить. Сейчас он премьерствует в Английском королевском балете, а учился и начинал карьеру в Датском королевском балете, на родине Бурнонвиля, в театре, репертуар которого так же полон сочинениями автора «Сильфиды», как наши театры — сочинениями Мариуса Петипа.
И, наконец, третье событие сезона — «Пламя Парижа». От балета о Великой французской революции, сочиненного Василием Вайноненом на музыку Бориса Асафьева семьдесят с лишним лет назад, остались лишь знаменитое па-де-де, которое танцуют на всех балетных конкурсах, крохотные куски кинохроники да анекдот о Немировиче-Данченко. Последнего Стаханов заподозрил в том, что он в театре впервые, — мэтр сказал соседу-шахтеру, что в балете не поют, а тут как раз восставшие французы на сцене грянули «Карманьолу».
Худрук балета Большого Алексей Ратманский соберет оставшиеся фрагменты, а то, что не сохранилось, заново сочинит. Он организует штурм королевского дворца народными массами (в оригинале сильно смахивавший на штурм Зимнего), придумает пляски воинственного простонародья, решившего перевешать всех дворян. Таким образом, этот сезон станет сезоном одного убийства, одной реставрации и одной революции.