Орнитология
- Режиссер/Постановщик
- Владимир Агеев
О спектакле
Режиссер Владимир Агеев поставил мистическую комедию о любви к птицам.
Пьесу «Орнитология» написал Александр Строганов — врач, живущий на Алтае, и ставили ее в МХАТе им. Чехова и Александринке. Теперь — в «Другом театре», проекте театра «Квартет И» для молодых режиссеров и новых пьес. Там за «Орнитологию» взялся Владимир Агеев, и получилась замечательная полукомедия-полудрама с налетом мистицизма.
Главных героев сложно назвать нормальными (автор пьесы по специальности — психиатр): брат и сестра Леонид (Александр Усов) и Татьяна (Ирина Гринева) слегка свихнулись на птицах. Он наблюдает за ними с утра до ночи, она их рисует. В их дом, мило декорированный птичьими чучелками, приходит Савва (Алексей Багдасаров), влюбленный в красавицу Татьяну. И в ожидании невесть где пропадающего Леонида гость будет коротать время в надежде, что ему подфартит соблазнить его прелестную и слегка придурковатую сестру.
Все первое действие Алексей Багдасаров и Ирина Гринева играют вдвоем, составляя уникальный по взаимному дополнению дуэт. Интеллигентная сдержанность персонажа Багдасарова контрастирует со взбалмошностью героини Гриневой. Татьяна Гринева меняет наряды, надменно встряхивает белокурой головой, прикидывается то стервой, то самой невинностью: совершенно непонятно, безумна она на самом деле или просто насмехается над несчастным Саввой.
Их затянувшееся уединение в самый пикантный момент прерывает внезапное появление Леонида с мертвым петухом в руках. Так и хочется сказать: «Вот еще один сумасшедший», но внезапно действие приобретает мрачноватый оттенок, и становится совсем непонятно, кто кого водит за нос. Два психа, повернутые на птицах, из попугаев превращаются в кондоров: их глаза горят мрачным приглушенным огнем, и бедному Савве уже никуда не вырваться из приготовленной ловушки.
Этот текст был, кажется, специально создан для режиссера Агеева на его любимую тему — пограничного состояния между жизнью и смертью, сном и явью, действительностью и бредом сумасшедшего. Получился спектакль немножко сюрреалистический, немножко марсианский, не имеющий никакого отношения к реальности.
В завязанной на психологических травмах пьесе Строганова Владимир Агеев снова увидел своего любимого автора — Чехова. Только вывернутого наизнанку. Милые люди в светлых одеждах ведут беседы в уютной комнатке, но героиня похожа не на чайку, а на курицу. И трагичный на первый взгляд финал оборачивается светлой стороной: под воздействием полубезумной философии одержимых птицами героев Савва прыгает из окна, открывая для себя свободный птичий полет.