Заговор против Америки
О мероприятии
Филип Рот написал книгу о фашизме в США в жанре альтернативной истории.
Когда в 1940 году знаменитый летчик Чарльз Линдберг после сложной борьбы выиграл предварительные выборы и стал кандидатом в президенты США, все сперва всполошились, но потом успокоились. Великий Франклин Делано Рузвельт легко раздавит покорителя Атлантики и большого друга нацистской Германии. Но вышло наоборот, и Линдберг стал 27-м президентом Соединенных Штатов. Естественно, о вступлении в войну на стороне Англии и о помощи СССР речь уже не шла. Более того, Линдберг встретился в Исландии с Гитлером и объявил о дружбе между американским и немецким народами. И начал перенимать опыт у германских товарищей, в первую очередь — государственный антисемитизм.
Филип Рот немножко похож на Вуди Аллена. Они оба изучают американские комплексы и стереотипы. За почти 40 лет Рот описал их со всех сторон: в «Случае портного» исследовал, как в Америке обстоят дела с эдиповым комплексом; в «Моей мужской истории» показал эротический и творческий потенциал писателей; в «Людском клейме» объяснил, что такое расизм, харрасмент и классовая борьба по-американски.
В «Заговоре против Америки» Рот разбирается с антисемитизмом, а заодно показывает, что значит жить в постоянном ожидании конца света. Когда Линдберг стал президентом, американские евреи в массе своей поняли, что теперь их ожидают «Хрустальная ночь», желтые звезды, а потом лагеря смерти. Одни начали бороться, другие попытались договориться с новой властью, кто-то решил переселиться в Канаду.
Для придания эффекта присутствия Рот написал роман от первого лица. Но это не выдуманный герой, историю нам рассказывает лично Филип Рот, а гонениям со стороны засевших в Белом доме нацистов подвергается его семья. В итоге даже забываешь, что в реальности, к счастью, все было по-другому — Линдберг вообще не выдвигался, а Рузвельт стал президентом в третий и в четвертый раз.
Рот обратился за помощью к альтернативной истории, чтобы рассказать о том, как тонка грань между демократией и фашизмом. Он не бросается в рассуждения о высоких материях, он показывает ситуацию одной отдельно взятой семьи. Жили, работали, считали себя гражданами своей страны, а потом постепенно стали людьми второго сорта. Сперва вам хамит клерк в отеле. Потом работодатели активно намекают на необходимость перебраться к черту на кулички в Кентукки. Вы отказываетесь и меняете должность менеджера на работу торговца. Теперь на вас начинают наезжать фэбээровцы и сотрудничающие с ними бандиты. А потом начнутся погромы. Такая вот альтернатива.