Оперные шедевры
О спектакле
В один вечер Михаил Плетнев дирижирует сразу двумя операми Сергея Рахманинова – в главных партиях Сергей Лейферкус.
О том, что у Рахманинова целых три оперы, знает не всякий музыкант — все привыкли вариться в уютном и хорошо освоенном пространстве из его фортепианных концертов, этюдов-картин, нескольких популярных романсов и, под Пасху, знаменитой «Всенощной». Между тем в свое время Сергей Васильевич считался надеждой и опорой отечественной оперной школы. Его дебютное произведение, одноактная опера «Алеко», делило вечер с «Иолантой» Чайковского, два последующих опуса — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» — были поставлены в Большом, где в течение нескольких сезонов Рахманинов занимал должность главного дирижера. Ему первому пришла в голову светлая мысль повернуться спиной к публике, чтобы лучше координировать оркестр и певцов.
Однако с течением времени рахманиновские оперы перекочевали в архивы. Если их и возобновляли, то либо с просветительскими целями, либо для оптимизации учебного процесса. «Алеко» ставят в качестве дипломной работы во всех российских консерваториях, но никогда для того, чтобы вернуть автора в первый ряд оперных классиков. Михаил Плетнев любит восстанавливать историческую справедливость: в рамках одного вечера представляет две из трех опер Рахманинова — «Алеко» и «Франческу».
Первая из них — по поэме Пушкина «Цыгане» — о жгучих любовных перипетиях в кочующем цыганском таборе, вторая — по эпизоду из «Божественной комедии» Данте — о запретной любви итальянской аристократки к своему деверю (брату мужа). Обе заканчиваются плачевно: на две оперы приходятся четыре трупа и в обеих в центре повествования никем не любимый главный герой, который мучается одиночеством, ревностью, подозрениями и отчаянием.
Для воплощения образов пушкинского Алеко и дантова Ланчотто Малатесты был приглашен лучший на сегодняшний день интерпретатор этих партий — петербургский баритон Сергей Лейферкус, певец с не свойственными русской вокальной школе тонкостью и аристократизмом. Обе партии Лейферкус, ныне живущий в Оксфорде, пел по всему миру, записал на диски, но, кажется, никогда не брался за них в один вечер. Что, несомненно, дает ему возможность не только спеть хорошую музыку, но и блеснуть актерским мастерством. Предметом его безнадежной страсти в одном случае будет Вероника Джиоева (цыганка Земфира), в другом — Наталья Боброва, обе — обладательницы звучных красивых голосов, находящиеся в начале своей карьеры.
Соперников, как и полагается, сыграют два тенора — одессит Константин Андреев, чье имя чаще мелькает на афишах западноевропейских, нежели отечественных театров, и москвич Алексей Долгов, которого тоже потихоньку начинают соблазнять крупными ангажементами в Америке и Европе. Над всеми будет царить Плетнев, умеющий добиваться от Российского национального оркестра звуков дивной красоты. Можно только потирать руки в предвкушении этого удовольствия — музыка Рахманинова, как никакая другая, дает повод поговорить о красоте.
С. Рахманинов.
Оперные шедевры. Оперы в концертном исполнении. С. Лейферкус, В. Джиоева, Н. Боброва, К. Андреев, А. Долгов, М. Казаков. Камерный хор Московской консерватории. Российский национальный оркестр. Дирижер — М. Плетнев.