Все началось с песка
О выставке
Выставка произведений выдающегося художника Жанатая Шарденова – праздник для его родственников и поклонников.
О том, как Жанатай Шарденов стал художником, ходят легенды. Мальчик рано остался сиротой. Свой первый рисунок он нарисовал хворостинкой на песке. Дебют оценили односельчане, отправив его учиться в художественное училище Алма-Аты.
Говорят, в интернате воспитательница нашла в рисунках Жанатая сходство с работами французского живописца Шардена и настояла, чтобы мальчику дали эту же фамилию, когда он получал паспорт. Много лет спустя известный художник Мартирос Сарьян, увидев работы Шарденова, воскликнет: «Теперь я познакомился и с Шарденом из Казахстана!».
Жанатай Шарденов — художник неординарный. Многие считали, что он использовал слишком много красок. Эта его манера письма, самовыражение с помощью широких мазков маслом, заставляла смотреть на его работы с некоторого расстояния.
Считается, что его живописные «импровизации» не поддаются описанию и тем более строгому разграничению по периодам и стилистике письма. Его путь можно сравнить с бурлящим потоком горной реки. Сказать о нем «замечательный мастер пейзажа» — значит сказать слишком мало.
Шарденов — стихия красок, в которой порой трудно «прочитать» сюжет из-за живописного экспромта на натуре, но которая дает острое чувство состояния жизни, полнокровной, постоянно обновляемой природы.
Другой выдающийся казахстанский художник Уке Ажиев, с которым Жанатая Шарденова связывали не только дружеские, но и родственные узы (женившись на сестрах, они шли по жизни бок о бок), вспоминал: «Он любил природу, особенно весну и зиму. Да, зиму он писал великолепно. Помню, как-то зимой он заболел. Прихожу проведать, а он плачет: ’’Я умру, и кто без меня напишет эту зиму?’’. Действительно, так, как он, больше никто не напишет…».
Жизнерадостный, открытый… При жизни Шарденова в его мастерской всегда было полно народу. Он раздаривал свои работы практически всем понравившимся ему людям. И сегодня, сетуют родственники художника, уже безумно сложно найти не только картины, но даже тех людей, которым они достались. Тем ценнее будет увидеть собрание работ Жанатая Шарденова, состоящее из двадцати картин.