“Игра метафор и символов узор”
О выставке
Новая выставка супругов Сауле и Алибая Бапановых – очередное доказательство того, что в работе с войлоком и гобеленами равных этих мастерам нет.
Уроженцы Кызыл-Ординской области, Бапановы получали образование в Алматы и в Москве, и посвятили себя гобелену. С начала 90-х они являются непререкаемыми авторитетами в этой области. Практически каждый мастер в стране в какой-то мере является их учеником и невольно копирует их приемы и стиль. Вот почему, как призналась Сауле, в последние годы перед ней и ее супругом остро встал вопрос о поиске чего-то нового, попытке найти себя в несколько ином качестве. О том, насколько удачным получился побег от самих себя, можно будет судить по экспозиции.
Это свежие работы семьи, обычно не балующей алматинцев вернисажами. Большие выставки Бапановы проводят не чаще, чем раз в два года. На этот раз некоторые работы были подготовлены вопреки суровой логике коммерческого расчета. Дело в том, что небольших размеров гобелен довольно быстро находит покупателей, но Бапановы забыли об этой аксиоме и подготовили несколько очень солидных гобеленов именно для того, чтобы показать, как смотрятся масштабные задумки художников. Названием и темой выставки стала строчка из Омара Хайяма «Игра метафор и символов узор».
Для открытия выставки Бапановы припасли небольшой сюрприз — коллекцию авторских работ из войлока. В основном это верхняя одежда, сочетающая экологичность, качество и народные традиции в крое, узорах, силуэте.
От многих мастеров текстиля Бапановых отличает желание всю работу от начала до конца сделать собственными руками при минимальной помощи мастериц. Не секрет, что многие гобеленщики создают эскиз, а воплощать идею предоставляют ремесленникам.
Второе отличие супругов в цветовой палитре. Они не разделяют мнения о том, что прелесть гобелена в мягкости, приглушенности естественных красок, и предпочитают сочную насыщенную палитру.
«Поначалу, — говорит Сауле, — мы тоже любили спокойные тона, а потом… наверное повзрослели…».
Еще одно отличие мастеров — исключительные требования к шерсти и к каждой составляющей работы. Возможно, поэтому их сокурсники и коллеги, с которыми Бапановы частенько встречаются на международных воркшопах и конференциях по текстилю, ахают при виде их произведений. Сауле и Алибай работают, подобно старым мастерам, не в расчете на покупателя, а скорее для того, чтобы работы оказались долговечнее их авторов…