Константин – повелитель тьмы (2005 год)
Constantine
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Где-то на краю света чумазый бомж в трениках нашел в куче шлака наконечник от старинного копья. Через секунду на обладателя антикварной штуковины с неба обрушился автомобиль. Бомж, пробивший лбом ветровое стекло, встал, отряхнулся и побежал куда-то вдаль. В то же время в Лос-Анджелесе Джон Константин (Киану Ривз) гуманитарий-экзорцист с внешностью гробовщика носился по городу, выпихивая с планеты людей настырных бесов, сующих свои рыла в тонкую прослойку между адом и раем. Там же, в LA, сестра-близнец полицейской инспекторши Додсон (Рэйчел Уэйц) встала со своей койки в дурдоме, залезла на крышу больничного корпуса и, сказав миру прощальное Константин, бросилась в бассейн для гидротерапии.
В финале все они и Константин, и копье, и женщина-коп, и два специальных гостя архангел Гавриил (Тильда Суинтон) в белом парашютном комбинезоне и экс-ангел Люцифер (Пи- тер Стормаре), тоже в белом, встретятся на бортике этого самого бассейна. Не столько для решающей битвы добра со злом, сколько для эмоционального диспута, в котором Джон не в первый уже раз продемонстрирует свой черный юмор и суицидальную решимость.
То, какими именно путями герои придут к пахнущим хлоркой водам, не так уж и важно: Константин это никакая не история, а портрет антигероя крупным планом. Перемещения Копья Судьбы, расплавленные виды преисподней, куда Константин захаживает по душевной нужде, и эсхатологическая кампания по подготовке визита Маммоны, сына дьявола, на Землю (то есть, собственно, весь сюжет) проходят где-то на периферии кадра. А в центре стоит мистик и декадент Джон Константин. Иногда он выходит из фокуса, уступая первый план тлеющей сигарете, но не надолго режиссер, бывший клипмейкер Фрэнсис Лоуренс уверенно держит объект на коротком поводке так же, как когда-то держал Бритни Спирс или Сару Маклахлан.
Константин не похож ни на певца Стинга (именно с него был срисован одноименный персонаж комикса Hellblazer, по которому поставлен фильм), ни на обычного супергероя с двойным дном. Он скорее напоминает настоящих людей стремительного годаровского Мишеля Пуакара из На последнем дыхании или сыгранного Баталовым физика Гусева из Девяти дней одного года шизоида с белой от лучевой болезни кровью, мрачно равнодушного ко всему, кроме элементарных частиц. Константин скор на поступки, фанатично предан своему делу и тоже не жилец: он выкуривает по три десятка сигарет в день, кашляет кровью, на рентгеновских снимках его легких видны дыры размером с теннисный мяч, а большинство тайных посланий, которые Джон читает между строк рекламных биллбордов, вторят американскому Минздраву: Курение убивает!.
В своем тяжелом подвижничестве Константин абсолютно карикатурен: его драма это драма домохозяйки, вышедшей с тапком наперевес на захваченную тараканами кухню (сходство усиливается еще и насекомым обликом одолевающей Джона нечисти). Но все это ради благой цели, плакатной доходчивости образа праведника-хулигана. Ведь один кадр, в котором прокуренного циника эвакуируют на небо, показывает зрителям безграничность высшей милости куда наглядней, чем стопка скучных свято- отеческих брошюрок.