Спуск с горы Морган
О спектакле
Одна из последних пьес американского классика Артура Миллера посвящена уходящей натуре – себе, своему времени и жизни. Артисту Валерию Баринову приходится провести на каталке большую часть спектакля и заставить поверить зрителя в то, что любовь важнее смерти.
Мигающая конструкция, в кромешной тьме со скрипом съезжающая из-под самых колосников, на поверку оказывается моделью автомобиля, который катится вниз по наклонному краю кафельной больничной стены. Точно так же, спускаясь с горы Морган, попал в аварию спортивный «Порш» Лимэна Фельта, преуспевающего страховщика, у которого одновременно две жены старая и молодая, двое детей девочка и мальчик, два серьезных повода быть счастливым и который вдвойне несчастен. Желание соединить половинки своей души, свести вместе любимых женщин, ни с одной из которых он не в силах порвать, и приводит его к мысли устроить эту аварию.
Долгожданная и в то же время пугающая встреча двух жен и одного пострадавшего происходит в больнице. В воспаленном сознании Фельта реальные сцены скандалов, разборок и узнаваний чередуются с грезящимися ему утопиями счастья и понимания, где обе жены рядом и обе любят его. Cидя у ног больного, они делятся кулинарными рецептами и даже обещают стирать друг другу колготки. Герой Валерия Баринова то и дело вскакивает с больничной койки (у Фельта несколько переломов) и бродит по сцене, пытаясь то оценить свои действия со стороны, то поучаствовать в собственных и чужих воспоминаниях.
«Действие развивается от фарса к трагедии и обратно, как того требует сюжет, без всякого смягчения остроты ситуаций» так представлял себе Артур Миллер постановку своей пьесы. Единственное условие драматурга категорически не выполняется на сцене театра им. Маяковского. Ни фарс, ни трагедия на сцене невозможны: Валерий Баринов и Ольга Яковлева (старшая жена) увлекаются психологизмом и пытаются найти достойное объяснение каждой фразе, слову и взгляду своих персонажей. Это старание, как ни странно, создает эффект прямо противоположный желаемому. Полигамию Фельта в пьесе можно прочесть как метафору невыполнимости человеческого желания прожить несколько жизней. В спектакле же двоеженство подается как обычное уголовное преступление, а вопрос, можно ли обманывать тех, кого любишь, считается риторическим.