Это не еда…/Ceci n’est pas nourriture
О выставке
Выставка про то, что в искусстве все оказывается не тем, чем кажется, особенно пища.
На этой выставке, как в известном анекдоте, где пациент психоаналитика в любом рисуночке находил интимные детали женского тела. Источник вдохновения играет здесь второстепенную роль, доминирует главная тема художника: один больше всего любит семью, другой размышляет о мироздании, третий следует обозначенным Фрейдом путем. И пусть не каждый способен, как Татьяна Либерман, увидеть в кусочке дыни эротику, а в трудящемся на кухне китайце — геополитический сюжет (как группа АЕS+F, сделавшая видео «Белый ест, желтый готовит еду»), но стремиться к этому можно.
Куратор Ольга Лопухова соорудила выставку завлекательную, как сеанс фокусника. Хотя название ее отсылает к знаменитой работе Рене Магритта, где нарисована трубка и отчетливо по-французски написано: «Это не трубка», во многих произведениях распознать изначально вдохновивший художника предмет значительно сложнее. Нужно напрячь фантазию, чтобы опознать в работах Нины Котел с оригинальным названием «Пейзаж» островки жира в бульоне из свиных костей. А в огромных пятнах цвета — вкусную и полезную пищу, приготовленную хозяйственной Аленой Кирцовой в соавторстве с фотографом Игорем Пальминым, сделавшим заодно макросъемку объектов, которые потом дружно и с аппетитом съели.
Несмотря на то что куратор специально не сосредотачивалась на выстраданном женском, тема провоцировала, и на выставке оказалось много специфически «женского» искусства, историй про старую добрую домашнюю кулинарию. Любительница повозиться на кухне Саша Митлянская приготовила «Концерт» под музыку Чайковского, где весь процесс — от зажегшейся горелки до разлившегося по скатерти вина — так ловко подогнан к мелодии, что кажется, будто композитор работал по заказу. Известная кухонными шедеврами обоего рода Маша Чуйкова на этой выставке выступает с чудесной аудиоинсталляцией «Зеленая лавка», где с характерными «рыночными» акцентами переругиваются продукты.
Разумеется, без исторических и трагических историй не обошлось: Сергей Воронцов писал портреты еды, отсутствующей в 1988—1989 годах. Народный проект — фанерную качалку с висящими в рамочке сосисками и стаканом водки — сделали Марина Белова с Алексеем Политовым. В рамках примерно той же простецкой тематики Вячеслав Мизин с Александром Шабуровым выложили абстрактные супрематические композиции из кружков колбасы и треугольничков сыра. На символическую роль хлеба напирают Игорь Макаревич с Еленой Елагиной, развивая «Русскую идею». Потому что как ни крутись, ни иронизируй, а хлеб — всему голова, и забыть об этом не поможет никакой концерт Чайковского. Тем более что нынешнего гламурного изобилия на выставке нет просто потому, что она — только о еде и ни о чем больше.