Мистерия-Буфф. (Вариант Чистых)
О спектакле
Экспериментальный театр Николая Рощина вычистил “нечистых” из комедии Маяковского.
Актер, очень похожий на Маяковского, – повод для постановки пьесы поэта явно не достаточный
«Мистерия-Буфф. Вариант Чистых», показанная год назад на фестивале Passages во французском городе Нанси, наконец появилась на московской сцене.
В спектакле Николая Рощина много визуальных эффектов: сверху низвергаются потоки воды или на головы зрителям летят петли-удавки, огромный бутафорский рояль ездит по сцене, его крышки откидываются в разные стороны, превращая инструмент то в корабль, то в подобие гроба. А в финале на него водружают гильотину. Посмотрев мистерию, начинаешь завидовать французам. Они любовались эффектными картинками, не понимая их смысла. Русским зрителям приходится слушать текст, точнее, нарезку из реплик Маяковского. Рощин безжалостно сократил мистерию «чистых» (буржуазии) и «нечистых» (пролетариата), выбросив из нее всех «нечистых», и вместе с ними исчезли не только конфликт, но и смысл.
В мистерии Маяковского «чистые» и «нечистые», пройдя рай и ад, вступали в преображенный мир. В спектакле Рощина ни рай с американским флагом, ни ад, где вся компания переодевается чертями, ровно ничего не меняют. После всех режиссерских операций в сухой осадок выпадают визуальные красоты, задушевное чтение стихов и изящно исполненные кафешантанные песни. Ситуацию не меняет даже появление на сцене Маяковского (Кирилл Сбитнев). Удивившись почти портретному сходству молодого актера с поэтом, после первого же монолога понимаешь: у него не хватает энергетики, чтобы сыграть Маяковского — «агитатора — горлана — главаря».