От Пришествия до Рождества
О мероприятии
На “Декабрьских вечерах Святослава Рихтера” выступает ансамбль The Tallis Scholars, четверть века восхищающий мир неземным пением.
В Англии никогда не было гениальных скрипачей, как в России, здешние симфонические оркестры при их безупречной слаженности не входят в пятерку и десятку лучших на планете, но в одном эта страна даст фору любому другому государству мира — в хоровом пении. Найти ребенка, который бы не пел в хоре — школьном, церковном или любом другом, — почти невозможно: вся страна покрыта густой сетью хоровых коллективов различной численности и репертуарной направленности, но над всеми ними гордо возвышается The Tallis Scholars — небольшой ансамбль профессиональных певцов, собранных около 30 лет назад хормейстером Питером Филипсом. Названный в честь позднеренессансного автора Томаса Таллиса, этот хор не просто гордость британской музыкальной культуры, он принадлежит к числу национальных ценностей и обладает не меньшей важностью, чем двухэтажный красный автобус, темное пиво, футбол или пресловутый five-o’clock.
До появления «школяров Таллиса» в Европе наивно полагали, что чем больше голосов в хоре, тем лучше. Питер Филипс успешно доказал обратное: хор, больше похожий на скромный вокальный ансамбль, звучит мощнее и чище, чем стоголовый отряд певцов, и уж точно гораздо красивее. Как выясняется, дело тут отнюдь не в количестве децибелов: просто чисто взятый аккорд, в котором восемь или десять голосов распределены с аптекарской точностью, производит впечатление куда более яркое и запоминающееся, чем расплывчатое звуковое пятно, воспроизведенное шестьюдесятью глотками. Чистота голосов — главный козырь The Tallis Scholars, который позволяет им петь самую сложную и изощренную музыку, когда-либо написанную для человеческих голосов, — сочинения эпохи Ренессанса. Сложная, как паутина, полифония Возрождения отпугивает не столько своими замысловатыми контрапунктическими сочетаниями, сколько тем, что голоса должны парить в воздухе без всякой поддержки инструментов — авторы XIV—XV веков свято соблюдали принцип а капелла. В исполнении The Tallis Scholars все мудреные полифонические схемы, для объяснения которых учеными мужами было придумано множество умных слов (пропорциональный канон, стретта, инверсия, клаузула, ракоход), предстают как на ладони — кажется, эту полифонию можно увидеть и потрогать, настолько ясно происходит диалог между голосами. Немаленькие музыкальные полотна — среднестатистическая месса эпохи Возрождения длится не менее 25 минут — перестают быть беспрестанной мукой и проглатываются даже любителями с одного раза. Более того, часто они вызывают привыкание, и многие диски The Tallis Scholars с раритетными сочинениями Дуартэ Лобо, Фрасиско Гуэррьеро, Уильяма Берда, Томаса Шеперда, Луки Маренцио и других авторов из старины глубокой раскупаются десятками тысяч.
В Москве The Tallis Scholars представят «товар лицом» — программу английской ренессансной музыки с ее терпкими гармоническими сочетаниями и неподражаемо британской меланхолией, которые навевают ассоциации с костюмными фильмами, образами старинных замков и рыцарских турниров. Английская старина — даже если судить по самому популярному из искусств, упивающемуся лентами о королеве-девственнице и ее матери Анне Болейн — сейчас очень актуальна. Так что кто знает, может, господа-сочинители с нездешними именами, попавшие на афишу концерта, — Орландо Гиббонс, Уильям Корниш и Роберт Парсонс — герои завтрашнего дня?
«От Пришествия до Рождества»
Т. Уилкис, О. Гиббонс, У. Корниш, Т. Таллис, Р. Парсонс, У. Берд. Вокальный ансамбль Tallis Scholars (Великобритания).