Жизель
О мероприятии
В репертуаре главного театра страны присутствуют два варианта Жизели – в редакции Юрия Григоровича и в редакции Владимира Васильева.
В репертуаре главного театра страны присутствуют два варианта балета, сочиненного еще в 1841 году, – редакция Юрия Григоровича и редакция Владимира Васильева. Оба бывших худрука Большого во времена своего царствования подправляли старый текст в соответствии со своими вкусами и настроениями. Васильев сделал одну существенную замену в хореографии — вместо так называемого "крестьянского" па-де-де в спектакле появилось па даксьон.
Танцы четырех парней и четырех девушек довольно занятны, но они разрушают сюжетный баланс. Переодетый крестьянином граф Альберт ухаживает за простодушной крестьяночкой — понятно, что ничем хорошим закончиться это не может, поскольку граф уже обручен со знатной девицей. И вот посреди первого акта, когда все еще хорошо, Альберт еще не разоблачен ревнивым лесничим, бедная девушка еще не сошла с ума, не умерла от разрыва сердца и не превратилась в привидение, возникает "крестьянское" па-де-де, которое танцует счастливая сельская парочка, у которой никаких проблем нет и до глубокой старости не предвидится. Простой контраст — вот принцип спектакля, где через несколько минут Жизель узнает правду и посмотрит вокруг затравленным, никого не узнающим взглядом.
В редакции Васильева этот контраст исчезает — хореограф передоверил ломкие эффекты художникам (спектакль оформлял Сергей Бархин, а одевал Юбер де Живанши — костюмы придворных можно было рассматривать как отдельную выставку мод). Краски сияют — дело явно происходит летом; "загробный" второй акт после такого смотрится особенно мрачно, как будто входишь с солнечной улицы в темную комнату. В версии Юрия Григоровича (художник Симон Вирсаладзе) царит атмосфера не лета, а осеннего увядания. Все в природе умирает, вот и девочке Жизели пора под землю. И как раз тут это самое "крестьянское" па-де-де пышет досадливым здоровьем и крепкощекой радостью.
В весенней афише варианты Васильева и Григоровича появляются по очереди — обычно декорации одного из спектаклей едут куда-нибудь морем на гастроли, а другой в этот момент идет в Большом. Последняя серия сезона — в версии Григоровича. Самым любопытным может стать представление 13 мая — в нем главные роли впервые исполнят пробивающаяся в балерины первая солистка театра Нина Капцова и одно из последних приобретений Большого — киевлянин Денис Матвиенко.