Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано, Италия)
О спектакле
В Московской филармонии серию концертов “Европейские примадонны” открывает итальянка Даниэла Барчеллона.
Голос Даниэлы Барчеллоны, вопреки своей «барселонской» фамилии родившейся в итальянском Триесте, принадлежит тому типу, который считается редким везде, кроме Италии, — колоратурное меццо-сопрано. Бархатный, с матовым отливом тембр ласкает и нежит слух — кажется, что такой голос способен лишь неторопливо течь подобно могучей реке, но это лишь видимость — именно ему подвластна самая мудреная вокальная пиротехника, которую только способны изобрести композиторы.
Пробежка на две октавы вверх, длинные пассажи на одном дыхании, блестящие верхние ноты, которым позавидовало бы любое сопрано, акробатические ходы по трезвучиям — с помощью всего этого певческого арсенала Даниэла Барчеллона, словно опытный воин, побеждает слушателя без излишних усилий. Но любят ее не за это. Любую арию из своего репертуара она не «докладывает» (по выражению российских вокалистов) публике, а поверяет, будто самую сокровенную сердечную тайну, и, столкнувшись с такой почти детской искренностью, даже самый бездушный слушатель захочет ответить взаимностью.
Барчеллона больше всего востребована в операх Россини — именно здесь ее эмоциональная открытость, помноженная на блестящие виртуозные данные, производит самый впечатляющий эффект. Часто в россиниевских операх ей выпадает петь мужские партии (композитор нередко отдавал мужскую роль примадонне — меццо-сопрано, если помимо нее имелась еще и примадонна-сопрано, для которой, соответственно, писалась роль женская). Ее величественная, отнюдь не модельная фигура, казалось бы, противится камзолам и военной амуниции, однако в «брючных партиях» Барчеллона смотрится едва ли не более убедительно, чем в женских. В ней самой, как и в ее голосе, есть определенная мужественность и естественность сценической манеры, которая не позволяет воспринимать ее в комическом ключе. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть одну из двух записей «Танкреда» Россини, где она выступает в заглавной роли. В первом случае ее запаковали в псевдобарочные доспехи, и под блестящим шлемом с разноцветными перьями узнать Барчеллону поначалу вообще трудно, пока не начинает звучать ее голос. В альтернативной версии она наряжена в брюки и хлопчатобумажную рубашку, купленную, как может показаться, на распродаже в ближайшем супермаркете. Но и там, и здесь ее воспринимаешь не мужчиной-воином, а женщиной, имитирующей мужскую походку вразвалочку и бравирующую выразительными «влажными» взглядами.
В Москве Барчеллона порадует своим фирменным Россини, но не только. Исполнять в рамках российского дебюта лишь одного любимого автора было бы стратегической ошибкой. В последние годы примадонна последовательно расширяет репертуар, и те вещи, которые она выбрала для Москвы, удивят привыкших видеть в ней лишь россиниевскую диву. Например, на несколько минут она станет соблазнительной Далилой из оперы Сен-Санса. А, едва переведя дыхание, перевоплотится в принцессу Буйонскую из роскошной итальянской оперы «Адриенна Лекуврер» (интересно будет увидеть ее в образе типичной bad girl) — аристократку, из ревности отравляющую свою соперницу. Но все это плюс темпераментная ария из оперы «Фаворитка» Доницетти будет во втором отделении концерта. В первом же, чтобы никто не сомневался, она споет два россиниевских раритета: арии из опер «Магомет II» и «Дева озера», обрушив на московскую публику каскад колоратур.