Джейк и Динос Чепмены “Избранное”
О выставке
Плохие британские мальчики Чепмены покажут “адскую” инсталляцию в самой роскошной московской галерее.
В 2004 году мир потрясло сообщение о том, что «АД — СГОРЕЛ». Тогда многие решили, что справедливость восторжествовала: никаких добрых чувств у большинства зрителей инсталляция Диноса и Джейка Чепменов не вызывала. Созданная в 1999-м большая диорама, где множество мелких отвратительных существ наносили друг другу увечья самыми извращенными способами, погорела вместе с другими шедеврами младобританского искусства на складе, где хранил свою коллекцию Чарльз Саачи, покровитель всех радикалов, экстремистов и эпатажников. Однако предостережение не подействовало, работа была восстановлена специально к большой персональной выставке, посвященной 15-летию активной и продуктивной деятельности творческого дуэта. Выставка открылась в январе 2007 года, так что обновленный «Ад», привезенный в Москву, — настоящий свежачок.
Фамилия Диносу и Джейку от родителей досталась громкая и вызывающая — всяк битломан одного желает: разорвать на маленькие кусочки врага человечества Марка Чепмена, того самого, что Леннона нашего застрелил. Понятно, что ребятам пришлось соответствовать: произведения братьев Чепменов считаются эпатирующими и возбуждающими всякие нехорошие чувства. Но это — чистое недоразумение. Все эти ужасы, которые они демонстрируют ошеломленному зрителю, найдены в музее и для музея же предназначены. В своем творчестве Д. и Дж. Чепмены опираются на все культурное достояние, накопленное человечеством, и бурят глубокие исторические пласты. Помимо широкой перспективы, которую открывают перед зрителем «адские» Чепмены, в их творчестве очень важна и мощная теоретическая основа, без которой невозможны никакие серьезные академические экзерсисы.
При этом Чепмены, как и положено истинным британцам, — художники исключительно народные. Для углубленного понимания их творчества, конечно, желательно провести годы, листая альбомы в Ленинке и Иностранке. Но будет достаточно подойти к книжному развалу и запастись карманными альбомчиками Босха, Брейгеля, Гойи и Дали. Прибавить брошюры «Фрейд для чайников», «Структурализм для чайников» и «Постмодернизм для них же». Подобрать для хорошего коктейля пиратскую запись «Восставших из ада» и сборник аниме — и можно идти на выставку. Увидите прелестное дитя неизвестного пола с фаллосом вместо носа, откроете альбом Босха, процитируете соответствующее место из Фрейда. Окажется перед вами устрашающая сцена насилия, разыгранная игрушечными солдатиками, — тут вам поможет сочетание Франсиско Гойи и Мишеля Фуко. Сами Чепмены своих источников не скрывают, однажды даже сделали своего рода оммаж для Гойи, начертав на его «Ужасах войны» разные дурацкие рисунки.
Так что братья в своем разнузданном творчестве и в самом деле говорят нам вещи ужасные. Что никакого будущего у человечества уже нет. Все Утопии и Апокалипсисы давным-давно уже в музее. Вот это-то и пугает больше всего. Добро пожаловать в Реальность!