Костюмер
О спектакле
Заслуженный артист России Анатолий Семенов поставил и сам же сыграл главную роль в спектакле про умирающего актера-бенефицианта.
«Костюмера» во МХАТе им. Горького по пьесе не последнего британского драматурга Рональда Харвурда, не единожды изображавшего театр по ту сторону декораций, поставил заслуженный артист России Анатолий Семенов. Поставил и сам же сыграл главную роль — умирающего актера-бенефицианта на шекспировских ролях. Вокруг сэра Джона носится вся труппа, а преданный костюмер (Борис Бачурин) уговаривает, несмотря на болезнь и смертельную усталость, выйти на сцену и сыграть Лира.
Пожилой уже Семенов, конечно, соблазнился этой пьесой, чтобы поразмышлять о собственной актерской судьбе, и надо сказать, что его роль получилась одной из лучших, но сам спектакль при этом вышел небрежным. Ну допустим, что декорация эклектична и безвкусна, потому что таково пространство закулисья, где накапливается реквизит от разных спектаклей, но почему на заднике, символизирующем зрительный зал, живописно изображено осеннее дерево? Допустим, что сценическое время не равно реальному, но зачем объявлять, что до последнего спектакля сэра Джона осталось 15 минут, а через полчаса, за которые зрители уже успевают заснуть, приходить и взволнованно сообщать, что остались… все те же 15 минут? Впрочем, время в «Костюмере» подобно памяти главного героя — постоянно буксует и спотыкается. Режиссер, увлеченный решением своей роли, не замечает, что ляпы надо было убрать даже из текста. Например, молоденькая актриса Айрин сообщает, что любит находиться в гримерке сэра Джона, там, мол, такая атмосфера! Но ведь во время действия театр-то находится на гастролях, и в гримерке еще просто не успела накопиться та самая атмосфера. Не замечает режиссер и того, что герой, чья профессия вынесена в название, получился не фанатом своего дела, о котором, к слову, сэр Джон даже не вспомнит в своих мемуарах, а скорее одержимым фанатиком, невесть зачем выталкивающим на сцену хоть и хорошего актера, но все-таки очень дряхлого и больного человека.