Бесприданница | Театр | Time Out

Бесприданница

Выбор Time Out
Бесприданница

О спектакле

Убедительная и трогательная Полина Агуреева в спектакле Петра Фоменко по классической пьесе Островского.

Еще недавно казалось, что мы уже никогда не увидим того жесткого, часто саркастичного режиссера Петра Фоменко, каким его знали когда-то в Питере, каким его увидела Москва в давней постановке толстовских «Плодов просвещения» в Театре Маяковского. Влюбленный в своих юных учеников, Петр Наумович создал для них Мастерскую, оградившую их от пошлости, чернухи, борьбы за выживание, а заодно и от драматизма, тем более от трагедий. Брызги шампанского, легкое дыхание, плетение кружев — эти слова уже превратились в идиомы, означающие одно — «театр Фоменко».

«Бесприданница», ставшая первой премьерой в новом здании Мастерской, — совершенно иная. Это спектакль трезвый и горький. Стоит раздвинуться занавесу, на котором проступает милый пейзаж старинного городка над Волгой, как та же картина обретает плоть (сценография Владимира Максимова). Деревянный каркас моста, занимающий всю сцену, угловат и продуваем, а главное, просматриваем насквозь, укрыться негде. На таком вот «променаде» выставлена «на выданье» бесприданница Лариса Огудалова, и всяк проходящий к ней приценивается, боясь лишнего приплатить. Негоцианты (как сами себя называют) города Бряхимова лишены не то чтобы страстей, а даже и азарта. Ни тебе барства в холодном понтярщике со сладким баритоном Сергее Паратове (Илья Любимов), ни купеческого размаха в миллионщиках Кнурове (Алексей Колубков) и Вожеватове (Андрей Щенников). Они Ларису в орлянку разыгрывают не из ухарства, а чтобы ажиотажный спрос сбить. Здесь все пресыщены или мечтают стать пресыщенными. В цене здесь только сама цена, а не то, за что ее платят. Даже за столом у шикующего на медные деньги закомплексованного Карандышева, женишка Ларисы, все от блюд нос воротят не потому, что рыба невкусна или вино — дрянь, а потому, что они дешевы. Евгений Цыганов играет горячечную радость жениховства своего Карандышева, для которого модная в тусовке Лариса — шанс поднять собственную цену в этой тусовке — и все.

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, в точном и сдержанном исполнении Натальи Курдюбовой изучила прейскурант назубок и, любя дочь искренне, учит ее не прогадать. Как же ей больно, когда она первая понимает, что Лариса влюблена. Она точно знает, что любое чувство в этом мире товаров и цен — диагноз смертельный.

Одна Лариса поначалу ничему не ведает истинной цены, будто мир знает лишь по рекламным роликам да сериалам. Одевается картинно, с бедняком Карандышевым намеревается вести «чистую» жизнь в деревне, влюбляется в гламурного принца Паратова, в любовной сцене покиношному обвивает его шею своими изящными ножками. Вот только любовь оказывается настоящей и всему дает свою цену. Полина Агуреева так по-взрослому играет ее прозрение, так ясно осознает: «Я вещь. Наконец слово для меня найдено». Так лениво досадует, что не сможет с обрыва броситься — страшно. Так умело провоцирует Карандышева на выстрел и так спокойно благодарит его за смерть, что хоть комок к горлу и подкатывает, а понимаешь: освободилась ее Лариса.

Билетов не найдено!

Закрыть