О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Афера по-голливудски»: Убей меня, если сможешь
1974 год. Возле одного из сотен кинотеатров Лос-Анджелеса проходит пикет — недовольные только что вышедшим фильмом «Монашки-убийцы» католики обвиняют ленту и ее создателей в богохульстве. В соседнем кафе за протестом наблюдают продюсеры Макс Барбер (Роберт Де Ниро) и его племянник Уолтер (Зак Брафф), имеющие к скандальной ленте непосредственное отношение. На создание картины Макс занял 350 тысяч долларов у Реджи Фонтейна (Морган Фриман), местного то ли инвестора, то ли мафиози. Эти деньги должны вернуться к Фонтейну через три дня.
Шансов хоть сколько-нибудь заработать в прокате у «Монашек-убийц» мало — качество фильма оставляет желать лучшего. Поэтому у Макса остается только один выход: продать свой лучший сценарий главному конкуренту (Эмиль Хирш). Загвоздка в том, что проект фильма «Парадиз» — самый ценный актив Макса: он хочет снимать ленту самостоятельно и не соглашается ни на какие деньги. Впрочем, кинематограф подкидывает ему еще одну идею.
Однажды Макс заглядывает на съемочную площадку, где произошел несчастный случай — известный голливудский актер упал с крыши многоэтажного дома, и продюсеры фильма получили после этого страховые выплаты. Дело было за малым: подыскать актера в доме престарелых, застраховать его и подстроить несчастный случай. Кандидатура нашлась сразу — некогда популярный, но вышедший в тираж актер Дюк Монтана (Томми Ли Джонс) ежедневно играет в «Русскую рулетку», периодически отвлекаясь на безуспешные поиски смысла жизни. Более подходящего артиста, кажется, найти невозможно. Уговорив гангстеров вложиться в авантюрный проект, Макс быстро собирает команду и пытается подстроить смерть Дюка.
За локализованным названием «Афера по-голливудски» скрывается ремейк малоизвестной американской ленты «Обратная тропа» (1982), который режиссер и сценарист Джордж Галло собирался снимать уже давно. Оригинальное название картины The Comeback Trail полностью повторяет название фильма сорокалетней давности, но отечественные локализаторы решили схитрить, подобрав сомнительную и довольно безвкусную вывеску в виде «Аферы по-голливудски».
Впрочем, русскоязычная версия названия картины — это лишь внешняя характеристика, на которую едва ли на стоит обращать пристальное внимание. Куда интереснее другое: а что же там внутри? Из-под рук режиссера Джорджа Галло выходило не так много проектов, причем самыми известными его работами оказались сценарии ко всем фильмам трилогии «Плохие парни». Каждый из них — типичный образчик бади-муви 1990-х, и это несмотря на то, что третья часть вышла совсем недавно, в начале 2020 года. «Афера по-голливудски» отчасти перенимает эту сценарную тенденцию, оказываясь немного устаревшим, но по-своему уместным в тяжелое коронавирусное время проектом о внутренней кухне кинематографа.
Любованием эпохой Галло не увлекается: в отличие, к примеру, от Тарантино в «Однажды в Голливуде», он не зацикливается на ключевых маркерах шестидесятых-семидесятых. Хотя у фильмов действительно много общего — от Эмиля Хирша в одной из ролей до использования съемок вестернов в рамках сюжета. Вместо детального погружения в эпоху режиссер, пользуясь стандартными образами и сюжетными ходами, переполняет свою ленту совершенно банальным юмором.
Несмотря на отчетливую оторванность от реальности, в «Афере по-голливудски» то и дело проскакивают отголоски современности, которые могут быть по-разному восприняты аудиторией. В этом смысле один из наиболее интересных эпизодов комедии — собеседования продюсеров с режиссерами будущего фильма. Среди соискателей появляется темнокожий парень, мечтающий поднять тему расизма в вестерне, а также режиссер-европеец, утверждающий, что в фильме обязательно нужно воспользоваться новой оптикой и особым киноязыком. Эдакая отсылка к творчеству Гаспара Ноэ. Впрочем, всех их обставляет молодая девушка, внезапно понравившаяся Дюку Монтане.
В этом месиве из более и менее заезженных шуток категорически не хватает чуть более глубокой смысловой нагрузки. Драматическими эпизодами Галло совсем не радует — за весь фильм их наберется всего несколько, почти все они крайне поверхностны и связаны с личностным и карьерным воскрешением Дюка Монтаны. Из-за этого «Афера по-голливудски» воспринимается скорее как легковесный звездный капустник, в котором собрались любимые актеры, уже давно забравшиеся на профессиональный пик и решившие вдоволь посмеяться над бурной молодостью, оставленной на съемочных площадках. Пожалуй, это чуть ли не единственная особенность картины, которая действительно может привлечь зрителя в кино.