Александр Юликов «Пространственные альтернативы»
О выставке
Минимализм, эксперименты с холстами и исследование взаимоотношения цветов, фактур, геометрических фигур, линий, знаков.
В середине 1970-х годов Александра Юликова называли единственным русским художником-минималистом. С минимализмом, одним из самых интеллектуальных движений в мировом искусстве 1960-х, главным свойством которого стала «экономия художественных форм», художника сближает верность простым геометрическим формам, создание однородных композиций из повторяющихся знаков и работы с закрашенными одним цветом квадратными плоскостями.
Однако, в отличие от западных коллег, Юликов не отказывался от традиционных атрибутов живописи: холста, кистей и красок, которые являются его главными инструментами, ни от самой картины. Это подчеркивает преемственность искусства Александра Юликова традициям русского авангарда, прежде всего супрематизму Казимира Малевича. Художник исследует взаимоотношения цветов, фактур, геометрических фигур, линий, знаков, позволяя формам существовать вне зависимости от границ, заданных плоскостью холста.
Среди значимых открытий Юликова можно назвать эксперименты с различными холстами: разломанными, разложенными на сегменты или принимающими нестандартные конфигурации. В ряде серий работ Юликов использует простые приемы, напоминающие о методике оп-арта – оптического искусства, где за счет изменения дистанции между элементами создается иллюзия динамического сдвига форм, а реальное и видимое не совпадают. Художник создавал оптическую метаморфозу конструкции каждой картины с помощью таких простых «инструментов», как спички, нити или накладываемые на холст рельефные фигуры.
В 2020 году открытия Александра Юликова были отмечены премией Фонда Барнетта Ньюмана — одного из главных абстракционистов второй половины ХХ века.
В экспозиции выставки «Пространственные альтернативы» вошло более 50 произведений художника, охватывающих значительный период его творчества 1970–2020-х годов.