Берегите ваши лица
О спектакле
Сохранить лицо — не очень простая задача, как и попробовать полностью его изменить. О том, что скрывается за лицом и чем вообще оно является, рассуждал Андрей Вознесенский в пьесе «Берегите ваши лица».
Леонид Богуславский: «Мне важно было донести основную мысль Вознесенского в этом спектакле — ужасно, когда люди отказываются от себя настоящего, свое лицо подменяют маской, подстраиваются под окружение зачастую из материальных соображений. Поэтому в финале спектакля у Любимова актеры выносили на сцену зеркала и направляли их на зрителей».
Автор инсценировки и режиссер нового спектакля Савва Савельев показал нетривиальный спектакль-перформанс, остро попавший в нерв времени, заряженный мощной энергетикой рок-группы Shortparis — она написала для спектакля музыку на стихи Вознесенского.
«Только свет творчества отличает лицо от морды». «Берегите ваши лица» в «Гоголь-центре»
Автор: Нелли Когут
Говоря об Андрее Вознесенском, по одноименной пьесе которого поставлен спектакль, всегда стоит держать в голове то, что он и своей судьбой, и творчеством прошел сквозь всю толщу истории нашей страны, впитал все ее раны, разрывы и катастрофы. И прошел этот путь, не растеряв свой цельности. Скажем иначе — ему удалось сберечь свое лицо, и в этом состоит его главная сила. Это заставило создателей постановки взяться за материал спустя более полувека.
Ключевое для творчества Вознесенского слово — свобода. Она определила и особый «песенный» стиль его произведений, и идейную наполненность. Свобода выступает основополагающей ценностью и в спектакле Саввы Савельева в «Гоголь-центре».
«Берегите ваши лица» — своего рода спектакль-«мостик», связующее звено между эпохами шестидесятников и современностью, между двумя разными культурами, в основе которых, тем не менее, находится много общих ценностей: особый статус художника-творца, свобода творчества и самовыражения. Это было заметно у многих шестидесятников, но у тех, кто идейно и сюжетно связан со спектаклем — особенно. Это сам Вознесенский, а еще Юрий Любимов, который ставил пьесу «Берегите ваши лица» в 1970-м — но спектакль выдержал три показа, после чего власти запретили и постановку, и Любимова. Это и Высоцкий, который в старом таганковском спектакле, помимо главной роли Поэта, исполнил свою единственную женскую роль — тетю Мотю. В спектакле вставной номер — мощное и надрывное исполнение «Охоты на волков» группой Shortparis и ее солистом Николаем Комягиным. Песня звучала тогда и со сцены на Таганке.
Пьеса «Берегите ваши лица» шла в ряд с идеями Юрия Любимова — и сегодня он продолжается через те самые «мостики» в лице Вениамина Смехова, играющего профессора, исполнявшего одну из главных ролей в том любимовском спектакле. И, конечно, в главном герое сегодняшнего спектакля — советском и российском художнике «с сотнями лиц», перформансисте Владиславе Мамышеве-Монро, введенном в спектакль Саввой Савельевым в качестве фигуры поэта-художника.
Актуальной остается проблема соотношения вневременных ценностей и конкретной исторической эпохи — вопрос, который волновал творцов всегда. Центральный персонаж — здесь это Мамышев-Монро – и есть тот, кто собственно «лепит» лицо времени, схватывает суть исторической эпохи и выражает ее через перевоплощение в знаковые и разнополярные фигуры ХХ века. Абсолютная любовь, желание, уязвимость — Мэрилин Монро. Абсолютная агрессия, расчеловечивание, разрушение — Адольф Гитлер.
Лик времени — слишком абстрактная категория, даже несценичная, как может показаться на первый взгляд. Однако Савва Савельев находит объемные и метафоричные образы. Эпилог начинается с похорон: 2013 год, когда умер художник Владислав Мамышев-Монро, три венка расставлены на сцене. По сути, панихида играется по трем сущностям одного человека (их играют Анастасия Лебедева, Александр Горчилин и Иван Мулин). В глубине сцены затем открывается белое пространство, заполненное резким светом, как в операционной. Это лаборатория профессора (Вениамин Смехов), который со своими подопечными проводит опыты по поиску каждому подходящего ему облика.
Вознесенский в своем творчестве сравнивал наблюдение за окружающей реальностью с кино: «Как кинохронику просматриваю я леса, стада, толпы, как найти то самое лицо, как не обмануться?». Это поддерживается в спектакле снятым специально кинофильмом, рассказывающим о некоторых фактах из жизни Мамышева-Монро: о детстве, приезде в родительский дом с подарками маме (блестящая кинороль Никиты Кукушкина, который появляется на экране) и так далее. Стоит сказать, как интересно в спектакле соединяют разные медиа и художественно-выразительные средства, играя с режимами зрительского восприятия. От лирического, погруженного в исследование внутреннего мира Мамышева-Монро нас бросают на арену рок-концерта, где Николай Комягин со своими музыкантами взрывает стены. У них что не песня — крик души, обнажающий темы, «скребущие души». Участие в спектакле Shortparis с еще большей наглядностью показывает, как может себя вести человек, какой энергией он наполнен, когда вынужден вырывать свою свободу у других: у чиновников, режима, социальных институтов и просто у глухой массы.
В запрещенном спектакле Любимова был такой финал: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Нина Шацкая держали зеркала перед залом. Это такая возможность дать зрителям посмотреть на себя, пока поется песня о том, что надо беречь свои лица. Савва Савельев использует парафраз этого приема, только уже в виде трансляций с камер видеонаблюдений. Зрители смотрят, как толпа входит в фойе «Гоголь-центра», проходит через рамки металлоискателей, сидит уже в зрительном зале — и узнают себя, видят знакомые лица, всматриваются уже в сегодняшнюю действительность.
Удивительно, как старые стили и традиции обретают новое звучание сегодня, как оказывается востребован гражданский дух любимовской Таганки. Этот спектакль, который несомненно можно назвать программной работой «Гоголь-центра» — обращение Поэта, Художника помнить о своей человечности, не растворяться в массе, призыв сохранять свою уникальность и понять, что каждый человек сможет отдать миру как можно больше, если у него будет свобода наиболее полно выражать себя.