Без галош элегантнее
О спектакле
Режиссер Тереза Дурова представила в собственном театре музыкально-поэтический спектакль «Без галош элегантнее». В нем Владимир Маяковский – не певец революции и не жертва коварной любви Лили Брик. Словом, совсем не такой, каким мы его привыкли видеть.
«Маяковского невозможно воспринимать вне контекста его времени, а мода, стиль — это яркая характеристика периода, величайший знак эпохи», — говорит режиссер о спектакле. Поэт и правда был известным модником и любителем богемного шика. «Самое заметное и красивое в человеке — галстук», — писал он в автобиографическом произведении «Я сам». Галстуки у Маяковского были самых разных цветов. Да и не только они: ленты, банты, рубашки, жилеты, пиджаки – все должно было кричать обывателям издалека «Я – поэт». Но иногда в ход шел и элегантный стиль, в котором не было места для галош.
В модно-эпатажной феерии участвовали и единомышленники поэта: Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых. Все они тоже собрались на Малой сцене, чтобы как окружение сыграть короля. Их фантомы появляются из пелены времени, читают свои стихи, и снова исчезают. Они провозглашают Маяковского гением, хотя и сами не уступают ему в гениальности. Как и не уступают во внешнем виде. Художник Виктория Севрюкова скрупулезно собрала костюм для каждого героя: в ход пошел и винтаж, и специально сшитые для спектакля вещи, соответствующие эпохе.
В постановке модная тема закладывается фундаментом. А здание выкладывается из не самых известных стихов-кирпичей, затерявшихся, но найденных в архивах воспоминаний, фактах, о которых не принято рассказывать в школе на уроках литературы. Вот Маяковский едет по Москве с Владимиром Леонидовичем Дуровым в санях, запряженных белыми верблюдами, а за ними бегут мальчишки с криками: «Дуров! Маяковский! Верблюды!». А вот поэт вместе с соратниками выступает на сцене, чтобы заработать деньги и получить от зрителей порцию любви. А вот он сам через стихи вручает свою любовь кому-то еще. И неожиданно вступает в спор с Богом – не как богоборец, а как истово верующий человек, желающий дойти до самой сути.
Весь спектакль вертится вокруг Маяковского, но на сцене его фигуры как таковой нет. Его образ передается от одного актера другому, как мяч в детской игре. Кто нынче водит? Артисты театра – Михаил Бубер, Руфат Акчурин, Сергей Батов, Георгий Шабанов, Павел Повалихин. Стихи читают и поют, их играют и вытанцовывают, стихами жонглируют и примеряют, как новый наряд. Кроме актеров, на Малой сцене Театра Терезы Дуровой – джазовый оркестр, который задает резвый темп и без того недолгому спектаклю. Некоторые стихи превращены композитором Сергеем Кондратьевым в песни. Возникает совсем неведомый доселе образ Маяковского – поэта-мелодиста, автора сладкоголосых стихов.
Тереза Дурова не стала рисовать на сцене свое видение фигуры поэта, высказывать мнение о нем, выстраивать его биографию. Ее Владимир Маяковский – это красочный калейдоскоп, узоры которого невозможно разглядеть досконально и никак нельзя зафиксировать или повторить. А можно только завороженно смотреть и удивляться меняющимся орнаментам.