Рецензия на фильм Честный кандидат, отзывы критиков о кинофильме Irresistible, все актеры | Time Out
3.0/5

Честный кандидат (2020 год)

Irresistible   18+

Страна
США
Режиссер/Постановщик
Джон Стюарт
Длительность
101 мин.
Премьера в мире
01 октября 2020 г.

О фильме

Демократы находятся в глубоком кризисе и решают привлечь для новой кампании «дурачка из народа». За морпехом в отставке охотятся и политтехнологи конкурирующей партии. Бывшему полковнику Джеку Гастингсу предстоит завоевать сердца избирателей штата Висконсин — но пока он об этом не знает.

Актеры

Рецензия на фильм

«Честный кандидат»: Борьба за американскую глубинку


США. 2016 год. На выборах президента Хилари Клинтон неожиданно проигрывает Дональду Трампу. Случилось не только масштабное политическое изменение, но и профессиональное унижение политтехнологов, уже уверенных в победе кандидатки от демократической партии. Гари Зиммер (Стив Карелл) занимает важную должность в избирательной команде Клинтон — именно он несет ответственность за поражение. В следующей кампании он намерен вернуть пальму первенства своим работодателям и вновь привести к власти демократическую партию. Но с чего начать?

На глаза Гари попадается видео из небольшого (и выдуманного) городка Дирлейкен штата Висконсин, на котором местный фермер и бывший военный Джек Гастингс (Крис Купер) пафосными речами ставит на место мэра-республиканца. Казалось бы, что демократам искать в американской глубинке, где властвует консерватизм, а вместе с ним и республиканцы? Гари решает отправиться в Дирлейкен и помочь Джеку Гастингсу баллотироваться на пост мэра города от демократов, тем самым запустив цепочку переходов республиканского электората к своей партии. Правда, в это же время в Висконсин отправляется и непримиримый оппонент Гари: один из главных политтехнологов республиканцев, Фэйт Брюстер (Роуз Бирн), поддерживающая действующего мэра. Так начинается новый виток войны за власть.

Американская политика и, в частности, выборы часто становятся объектом исследования в голливудском кино. При этом необходимость в изучении политического поля обостряется строго по расписанию — каждые четыре года, когда в США проходят выборы президента. Оно и понятно: крупные медиагиганты прямо или косвенно связаны с противоборствующими партиями, и удар вскользь по одной из них всегда является чем-то естественным.

Впрочем, в случае «Честного кандидата» это не совсем так. За режиссуру отвечал Джон Стюарт — известный в Америке комик и телеведущий, долгое время создававший телепередачу «The Daily Show», пародию на новости с элементами политической сатиры. Из нее же, кстати, вышел и Стив Карелл, шесть лет работавший корреспондентом и получивший известность как раз благодаря этому шоу. За пятнадцать лет участия в создании «The Daily Show» Джон Стюарт, кажется, вдоль и поперек изучил американскую политическую систему, познакомившись с ее ключевыми недостатками и раз за разом высмеивая их. Неудивительно, что, придя в режиссуру, он взялся за знакомую тему.

Приезд большого политтехнолога в американскую глубинку режиссер иронично параллелизует с приездом Дэйла Купера, специального агента ФБР, в Твин Пикс в одноименном сериале Дэвида Линча и Марка Фроста. Вплоть до мельчайших подробностей — в одной сцене Гари Зиммер является в единственный местный мотель, в другой — пробует вкуснейший кофе и пирог в местной забегаловке, а в третьей — лично знакомится буквально с каждым жителем небольшого городка.

Стремительное развитие сюжета выглядит так, будто Стюарт хочет поскорее отойти от этапа обозначения проблемы и приблизиться к ее решению. Рваный монтаж превращает «Честного кандидата» в набор небольших скетчей и из раза в раз повторяющихся гэгов, некоторые из которых будет сложно распознать российскому зрителю, мало знакомому с принципами и сюжетами американской политики.

Сатирические стрелы Стюарта в «Честном кандидате» попадают не в партии и не в конкретных людей — они прилетают ровно посередине, обвиняя во всем пресловутую систему, внутри которой человек выступает не более чем инструментом, а уж американец в глубинке и вовсе становится частью математической формулы. В разрозненности этих элементов режиссер видит ключевую общественную ошибку, наглядно демонстрируя это с помощью образов двух противоборствующих политтехнологов. Они вроде как оппоненты на работе, но в их отношениях чувствуется близость, достичь которой, как ни старайся, не получается. Так же и с партиями — можно сколько угодно сжигать мосты, демонстративно «выстраивать башни» друг напротив друга и соревноваться, чья башня больше, но за этим соперничеством теряется суть, цель всей деятельности — ради чего все это? Цифры и деньги выходят на первый план, а люди остаются далеко позади, становясь незначительной функцией и желанным элементом политической коллекции — кто соберет больше, тот и выиграл.

Стюарт, несмотря ни на что, пытается найти выход из ситуации: он считает, что внутри такой системы у маленького человека или группы таких людей есть шанс совершить фантастическую революцию и обрести свой голос. Совершенно внезапно, особенно с точки зрения высоколобых политтехнологов, он наделяет жителей городка неожиданными качествами: хитростью, смекалкой и, что становится главным сюрпризом для столичных гостей, способностью сообща решать сложные проблемы.

Вопрос в восприятии фильма возникает лишь один — насколько универсальна рассказанная история? За сложноустроенными американскими выборами, технологию которых Стюарт пытается разложить по полочкам, скрываются мысли о роли человека в капиталистическом мире и его способности противостоять современным политическим ястребам, кружащим где-то поблизости. Пусть получается это банально, не слишком глубоко и недостаточно остро, а обвиняется во всем абстрактная система, Стюарту все-таки удается подарить нам призрачный шанс на превращение человека из незначительной цифры в субъекта, способного повлиять на свое будущее.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa