Де-ба-рр-ка-де-рр
О спектакле
Опера-портал в пространство ярких воспоминаний детства в исполнении женского вокального ансамбля и драматической актрисы.
Память — это я. «Де-ба-рр-ка-де-рр» в Центре Вознесенского
Автор: Нелли Когут
В Центре Вознесенского представили премьеру камерной оперы «Де-ба-рр-ка-де-рр» композитора Анны Поспеловой в постановке Филиппа Виноградова. В основе оперы — написанный белым стихом автобиографический текст драматурга Элины Петровой. Главную роль в этом одноактном музыкальном путешествии по волнам памяти — девочки из дома на горе на берегу Камы — с большой нежностью играет актриса театра Армии Мария Белоненко.
В слепящем белизной пространстве и солнцем-кругом на заднике, созданном художницей Анной Гребенниковой — из-за которого мы то ли оказались на небе, то ли во сне, то ли в вечном безвременье, и к которому прилагаются ангелы, — героиня рассказывает о своей жизни. Даже не столько о ней, как можно представить привычный разговор о судьбах — с выверенной хронологией и ключевыми событиями, — сколько о самых ярких пережитых мгновениях, которые и определяют личность человека. Где-то подсмотренное и подслушанное, незначительное на первый взгляд, но оставившее неизгладимый след.
На сцене также присутствует хор из артистов вокально-инструментального ансамбля «Практика» — шесть девушек в белоснежных платьях-мантиях. Это хор в прямом смысле, так как они пропевают — а еще проговаривают, ворожат и чародействуют — музыку Анны Поспеловой, а также в античном — взаимодействуя с протагонистом, они выражают свое отношение к описываемым событиям. Они озвучивают и родных девушки: маму, папу, бабушку и дедушку. Такой ход напоминает о том, что каждый из наших предшественников жил, чтобы появились на свет мы, и что в каждом нашем поступке, слове и воспоминании есть частичка каждого из них, всегда стоящих за нашей спиной.
При этом режиссер Филипп Виноградов, ученик мастерской Дмитрия Крымова, работает с памятью как с документом, превращая белые поверхности стен и одежд в экраны для проекции фотографий и видео. Мы видим разрушенные здания, увеличенные в масштабе детали тела пожилого человека и изображение еще не родившегося ребенка героини. Сначала это проекция младенца на животе, а появившись на свет, девочка будет играться на соседнем экране, ее цифровая копия будет переходить с платья на платье.
Непрерывность текста Петровой, который представляет собой внутренний монолог, словно сам требует формата музыкального спектакля. Музыка подчеркивает временной порядок, динамику течения речи героини и раскрывает ее ритмическую природу. Вместе со словом они складываются воедино в законченный процесс, как непрерывный жизненный поток со своей формирующей внешней закономерностью.
Воспоминания о детстве, о дедушке-часовых дел мастере, маме и папе, которые познакомились на танцах на площадке у кинотеатра «Октябрь», о песчаных дюнах, наползавших и закрывавших дом на горе от города — это образы из индивидуальных «архивов памяти» отдельно взятой жизни, которые находят созвучия с личной историей каждого. Хотя бы потому, что такие размышления всегда выступают как импульс, вызывая желание вспомнить о своих особенных моментах из жизни, а значит, и приблизиться к себе.
Документальный театр — это всегда поиск правды жизни, где свободная от наигрыша реальность через искусство проявляет себя весомо и властно. С документом можно работать по-разному, но Филипп Виноградов очень бережно относится к автобиографическому тексту, создавая действия искренне и лиричное. Так он расширяет сферу доверия между автором и зрителем и придает происходящему на сцене характер исповеди.
Дебаркадер — основное место действия, существующее в реальности и имеющее символическое значение. Часть платформы на железнодорожном вокзале под навесом, плавучая пристань в порту для перегрузки пассажиров и грузов, а по сути — место пересадки, временная остановка перед тем, как продолжить путь. Ведь в конечном итоге все мы путешественники по жизни: уже не там, откуда мы отправились, но еще и не достигли места назначения.