Фрида
О спектакле
Спектакль-концерт, во время которого через переписку и воспоминания Фриды и Диего Риверы, а также через поэзию Федерико Гарсиа Лорки, раскрывается жизнь знаменитой художницы и поднимаются вопросы свободы выражения, силы преодоления и целостности человека, а также безграничных возможностей человека, художника, сильной личности с трагической судьбой.
Да здравствует жизнь. «Фрида» в Театре Наций
Автор: Нелли Когут
«Фрида» — новый спектакль на сцене Театра Наций о счастье и трагедии мексиканской художницы Фриды Кало. В главной роли — Марина Александрова.
В 1922 году 15-летняя Фрида влюбляется в одного из самых знаменитых живописцев своего времени Диего Риверу — основатель мексиканского монументализма и уже признанный классик приехал расписывать аудиторию в Национальной подготовительной школе Мехико. Не по годам самоуверенная юная художница с огоньком в глазах наблюдала за каждым движением его кисти, спрашивала мнение о своих работах и тогда же решила, что непременно выйдет замуж за этого «старого Фасто», всклокоченного огромного гения старше нее на 25 лет. Их судьбы навсегда переплетутся, явив миру одновременно самую чувственную и чудовищную историю любви ХХ века.
Режиссер Сергей Сотников превращает мелодраматический сюжет, основанный на документальных фактах, фрагментах из дневников и писем Фриды Кало, в инструмент, чтобы поразмышлять об общечеловеческих темах. Перенесенная в сценарий или инсценировку жизнь Фриды включает в себя все атрибуты латиноамериканской мыльной оперы: любовные страсти на фоне экзотической природы, море страданий и слез, страшная авария, многочисленные измены и трагедия несостоявшегося материнства. Однако эту мелодраму Сотников наполняет тонкими нюансами, режиссерскими находками — и происходящее на сцене становится размышлением о тайне женственности.
«Фрида» — это история о женщине, оставшейся наедине с невыносимым счастьем, болью и утратой. Поэзия любви, рождения и смерти здесь раскрывается через сложные взаимоотношения монолога актрисы, музыки в исполнении камерного симфо/EDM оркестра Петра Дранги и стихов Федерико Гарсии Лорки.
Оркестр по ходу спектакля исполняет разные роли, являясь чем-то вроде античного хора для своей трагической героини, а Петр Дранга, как его корифей, создает музыкальные образы, воплощая в характере и интонации звукового материала всех воображаемых собеседников Фриды и ее душевное состояние. Авторские сочинения Дранги, подготовленные специально для этого спектакля — это удивляющий и завораживающий микс мексиканской народной музыки, мелодических традиций племен ацтеков, майя и парадоксальной игры с формой и стилем в духе сюрреалистических полотен Кало, совмещающих в себе сон, реальность и эффект измененного сознания.
Марина Александрова через свою Фриду на протяжении всего действия исполняет разные роли: то восторженной маленькой девочки в предвкушении будущего, то любовницы, то общественной активистки, то знающей себе цену большой художницы. История ведет зрителей от первой влюбленности до выставки в Нью-Йорке, принесшей Фриде мировую известность. Разнообразие женских ипостасей актриса усиливает размышлениями о семейной памяти, поиске себя в прошлом собственного рода, страны и латиноамериканской культуры в целом.
Трудно сказать, было ли это заложено изначально в режиссерской концепции или сама биография Фриды Кало поднимает эти вопросы, но в спектакле прослеживается тема сложной связи человека с корнями. Насколько наши истоки влияют на нашу судьбу и насколько человек способен самостоятельно определять ход событий в своей жизни? Спектакль доказывает, что, когда дело касается гениальных людей, вечная связь между прошлым и настоящим становится для них источником творчества, что равнозначно самой жизни.
Визуальный ряд постановки лаконичен, но привлекает к себе внимание и запоминается. Экран большого размера, закрывающий почти весь задник сцены, погружает в красочную сюрреалистическую среду с природными зарисовками и каменными идолами-истуканами. На фоне разыгрываются маленькие и большие трагедии, а сам он добавляет оттенок гротеска и символичности. Все это как бы и не по-настоящему, но в глазах режиссера сама жизнь Фриды — игрушечная кукольная комнатка, спрятанная до поры внутри куба в центре сцены; скрытая в ее воображении реальность, прорывающаяся наружу на кончике карандаша, которым она с неистовством чертит по белой поверхности.
Удивительно, но жанр спектакля-концерта — а он принципиально отличается от художественного чтения под аккомпанемент ансамбля, — не так широко распространен. И все же он может стать откровением. Создатели постановки идут дальше: не в формальном, а в образном, интонационном сплетении актерского исполнения, поэзии и музыки проявляется многогранная натура Фриды Кало, ее история мужественности, преодоления и подвигов, победы цветущей хрупкой женственности над серостью обыденности.