О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Гипноз»: Ученик чародея
Шестнадцатилетний Миша (Сергей Гиро) — лунатик. Он регулярно встает ночью с кровати и выходит из московской квартиры на улицу. Мама Катя (Екатерина Федулова) с папой Юрой (Сергей Медведев) вынуждены просыпаться и проверять, дома ли их сын, и периодическим им приходится бегать по всему району в поисках подростка. По совету друзей мама отводит Мишу к известному гипнологу Виктору Петровичу Волкову (Максим Суханов). Тот быстро выносит вердикт: мальчик негипнабелен. Тем не менее специалист готов взяться за его лечение — чисто из профессионального интереса.
Подросток начинает по несколько раз в неделю приходить к Волкову, беседовать с ним и наблюдать за экспериментами с участием других людей. В кабинете врача Миша знакомится с рыжеволосой девушкой Полиной (Полина Галкина). Полина легко поддается гипнозу: если главный герой изо всех сил старается не попадать под власть другого человека, то девушка быстро покоряется чужой воле — у нее очень подвижная психика.
Внезапно пациентка Виктора Петровича куда-то исчезает. Подросток отказывается в это верить: он начинает теряться в своих мыслях, снах и реальности. Проклятый гипнолог все-таки смог забраться к нему в голову. Миша хочет разобраться, что же все-таки произошло с Полиной и не причастен ли к исчезновению девушки ее врач.
Режиссер Валерий Тодоровский в двенадцатилетнем возрасте несколько месяцев посещал сеансы известного на весь Союз профессора Владимира Леонидовича Райкова. Как и в случае с Мишей, мальчик Валера оказался негипнабелен — и этот опыт хорошо запомнился автору «Гипноза». По его первоначальной идее сценарий к картине написала Любовь Мульменко («Еще один год», «Комбинат “Надежда”», «Как меня зовут» и «Верность»). И она, и режиссер впервые пробуют себя в жанре психологического триллера, да еще и о мистических таинствах гипноза. Особенно неожиданно этот фильм выглядит на фоне послужного списка Тодоровского последних лет: режиссер снимал исключительно коммерческие фильмы, лишенные каких-либо художественных экспериментов.
Опытного режиссера, конечно, стоит похвалить за смелость — он действительно ступает на новую для себя территорию. Однако «Гипноз», претендуя на звание авторского высказывания, предлагает лишь несколько интересных мыслей — и к тому же не слишком охотно их раскрывает. Жанр обязывает: раз заявлен триллер, значит, нужно старательно водить зрителя за нос — и пусть он сам решает, что это было.
Причину Мишиных блужданий по ночам гипнолог видит в протесте по отношению к родителям. Те обращают на него слишком мало внимания, а иногда и попросту побаиваются колючего отпрыска. Сам парень называет маму и папу исключительно по именам, не признает их авторитета и относится к ним как к инфантильным приятелям. Главный герой уверен, что он куда лучше знает, как правильно воспитывать детей — и уж Катя с Юрой в этом деле точно не преуспели. Они любят и Мишу, и его младшего брата Васю (Степан Середа), но как-то неправильно: например, вечерами предпочитают встречаться с друзьями или смотреть любимые сериалы. Если верить Тодоровскому, в определенном возрасте родители обязаны полностью посвящать свою жизнь детям, иначе у тех возникнут разнообразные психологические проблемы.
Не найдя понимания у мамы с папой, подросток ищет влиятельную отеческую фигуру в Волкове. Гипнолог мастерски приручает своих пациентов и заставляет их следовать воле врача — и Мишу это привлекает: он хочет иметь такую же власть над людьми. Виктор Петрович, чувствуя потребности подопечного, сообщает ему о том, что его ждет большое будущее и уникальная психика. Для 16-летнего парня это колоссальный успех — теперь можно перестать относиться к родителям пренебрежительно, скоро ведь он станет учеником настоящего волшебника, подчиняющего себе волю других. Как бы не пытался режиссер сказать, что мама с папой не любят своего сына, тот тоже никак не проявляет своих чувств к ним. В ответ на попытки завести разговор Миша лишь огрызается на родителей.
Оставим в стороне сомнительные сценарные конструкции. «Гипноз» мог бы удивить по крайней мере визуальными решениями или другими художественными приемами. Однако действие картины развивается на снежных улицах столицы и в серых кабинетах врача. Москва не выглядит парадной — Тодоровский уповает на поэзию многоэтажек. В спальном районе живут и Полина, и семья Миши. Удивительно, но мистический и таинственный сюжет с многочисленными попытками затуманить голову как главному герою, так и аудитории, снят совершенно реалистически.
Новая работа Тодоровского проваливается в пустоту между зрительским и авторским кинематографом. Не очень понятно, на кого она ориентирована. Медленный и тягучий ритм сразу же относит «Гипноз» к арт-хаусу, да только балованные синефилы будут немедленно разочарованы. Богатая для полета фантазии грань между сном и явью подана с холодной головой. Российскому режиссеру далеко как до необъяснимых сюрреалистических миров Дэвида Линча и Гая Мэддина, так и до расчетливых и мастерски снятых триллеров Альфреда Хичкока и Дэвида Финчера. Невозможно даже понять, верит ли сам автор в силу доктора Волкова. Тому, переходя на крик, приходится защищать дело своей жизни.
«Гипноз» — кино любопытное, нетипичное для России, напоминающее европейский арт-мейнстрим из параллельных программ крупных фестивалей. Но, как и главный герой, его авторы слегка запутались: уложненная сюжетная структура не очень умело скрывает пустоту смыслов.