Лебединое озеро
О спектакле
22 ноября на сцене концертного зала «Москва» Балет Касаткиной и Василева представит свою постановку «Лебединого озера» — идеальное воплощение канонической хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.
Премьера «Лебединого озера» в редакции Касаткиной и Василева состоялась в Лондоне — и это была первая совместная советско-британская постановка произведения Чайковского во всей истории русского балета. Критики назвали спектакль уроком современного отношения к классическому наследию», и этот урок произвел настоящий фурор. В том числе и своим финалом, который изначально был задуман композитором, но «сглажен» в более поздних версиях. Сценографию и неповторимые костюмы спектакля создал знаменитый английский художник Тим Пудчайлд, трехкратный обладатель премии Лоуренса Оливье — главной театральной награды Европы, работавший с лучшими театрами мира, включая лондонский «Ковент-Гарден» и парижский «Шатле».
Традиционно в «Лебедином озере» как ни в каком другом балете важна отточенная синхронность — именно поэтому массовые сцены выглядят наиболее зрелищно. Порой в угоду этой синхронности театры жертвуют сложностью исполняемых элементов, выстраивая сцены исходя из возможностей не самых сильных балерин — главное, чтобы все двигались одновременно и одинаково. Теряются нюансы сложной хореографии, которая строится в том числе и на мельчайших деталях.
Но только не в «Лебедином озере» Театра Касаткиной и Василева — здесь к реконструкции классической хореографии подошли с особенной тщательностью. Ее оригинальные решения Наталии Касаткиной и Владимиру Василеву помогали восстанавливать работавшая еще в Императорских театрах легендарная балерина Екатерина Гельцер и ее партнер по сцене Евгений Кочаров, которого называли «балетным археологом» — за невероятную способность улавливать и максимально подробно воспроизводить первозданную хореографию. С выдающимися артистами и педагогами Касаткина и Василев работали лично.
Движения у современного танцовщика смазаны. Кто сейчас знает, что в каждом движении для каждой части тела имеется свой ритм? Говоря условно, голова и шея движутся на 3/4, плечи и руки на 2/8, а ноги на 4/16 — и все это одновременно. Это надо знать, это надо уметь, а умение передается «из рук в руки». Ведь записей нет, а мастера ушли, — говорила тогда сама Гельцер.
Свои знания танцовщица именно так и передала Касаткиной и Василеву — из рук в руки, а потому можно не сомневаться, что восстановленная ими историческая хореография — одна из самых достоверных.